google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

В ходе формирования диалоговых навыков используются разнообраз­ные методы и приемы. Наиболее распространенные из них следующие:

—         визуальные подсказки: списки правил разговора;
—         рабочие бланки с шаблонами и сценариями для поддержания разговора;
—         социальные истории;
—         видеомоделирование;
—         использование карточек с вопросами;
—         чтение по ролям;
—         ролевые игры;
—         тематическое рисование.

Для формирования умения инициировать, поддержать и завер­шить диалог совместно с ребенком готовятся бланки с правилами «Как правильно начать разговор?», «Как правильно завершить разго­вор?», «Правила общения». Данные бланки представляют собой отдель­ные листы с печатным текстом и/или иллюстрации правил поведения.

Правила общения Я называю по имени человека, с которым говорю.

Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.
Я смотрю на человека, с которым говорю.
Я стою рядом с человеком, с котором говорю.

Я слушаю, что мне говорят.

Правила отрабатываются в ходе ролевых игр на занятиях и перено­сятся в повседневную жизнь.

Чтобы сформировать умения поддержать разговор при помощи от­ветных высказываний, используются бланки с шаблонами ответных высказываний, которые являются для ребенка подсказкой. В ходе бесе­ды ответы обоих участников записываются в бланк. В процессе работы над коммуникацией ребенку задают вопросы по высказываниям собе­седника, чтобы у него закрепились представления о другом человеке.

У меня есть
У меня есть
Я люблю ходить в
Я люблю ходить в
Я люблю есть
Я люблю есть

Умение вести диалог, задавая вопросы, формируется с помощью:

—         игр с карточками, на которых напечатаны распространенные вопро­сы (карточки с вопросами). Игроки по очереди переворачивают кар­точки и читают вопросы. Партнер отвечает на них;
—         специальных бланков с подсказками, какие вопросы ребенок может задать собеседнику. Ответы, которые получил ребенок, записывают­ся в бланк для расширения представлений о других людях.

Для обучения навыкам поддержания разговора, делясь впечат­лениями (эмоциями, чувствами), выбирается определенная тематика. Учитель с ребенком делят альбомный лист на две части и записывают, что ребенку нравится, а что не нравится. Затем организуется разговор на данную тему.

Тема: Каникулы
Нравится Не нравится
Море Самолет
Купание Жаркая погода
Дача Дождь
Шашлыки Ходить за грибами

Чтобы сформировать умение поддержать разговор на определенную тему, используются специальные бланки, в которые ребенок (или учитель) вписывают ключевые слова, связанные с данной тематикой. Слова придумываются ребенком самостоятельно или с помощью учителя. Затем учи­тель организует разговор на заданную тему, в ходе которого оба участника по очереди высказываются. Если ребенку трудно «удерживаться» в рамках конкретной темы, то он может опираться на подсказки, внесенные в бланк.

Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях формируется при помощи подготовки и написания социальных исто­рий. В таких социальных историях описывается последовательность действий и правила поведения в конкретных социальных ситуациях. Социальные истории могут быть написаны на следующие темы: «Раз­говор с учителем», «разговор с одноклассниками», «разговор с врачом», «разговор с буфетчицей», «разговор с экскурсоводом» и т.д.

Формирование коммуникативных навыков начинается в индивиду­альной форме, на индивидуальных коррекционно-развивающих заня­тиях с различными специалистами (психологом, дефектологом, логопе­дом) и с родителями. Затем происходит закрепление навыка на занятиях в малой группе и на групповых занятиях.

На конечном этапе осуществляется перенос навыка в учебные си­туации в классе. Также детей обучают использовать навыки в сво­бодных ситуациях (например, на перемене), в ходе разнообразных внеурочных мероприятий.

Для генерализации навыка используются разнообразные ситуации с участием разных людей.

При проведении такой работы часто требуется помощь тьютора или другого специалиста сопровождения.

Навыки сообщения о своих чувствах и чувствах других людей (вербально)

— умение сообщать о радости (например, в ответ на вопрос «Что ты чувствуешь?» отвечает «Радость» или «Мне весело»);
— сообщать о грусти (например, в ответ на вопрос «Что чувствует мальчик?» отвечает «Ему грустно»);
— сообщать о страхе (например, комментирует свои эмоции: «Мне страшно»);
— сообщать о гневе (например, в ответ на вопрос «Что ты чувствовал, когда …?» отвечает «Злость»);
— сообщать о боли (например, говорит «Больно» или показывает, где болит);
— сообщать об усталости («Я устал»);
— сообщать о том, что нравится или не нравится.

Эти навыки необходимы для социализации. Они позволяют:

— выражать свои эмоции, чувства социально приемлемым способом;
— осознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
— регулировать свое поведение;
— общаться с другими людьми, делясь чувствами.

Эта группа навыков подробно рассмотрена в главах «Формирование модели психического».

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.