google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

Параллельно с работой по формированию навыков комментирова­ния целесообразно проведение традиционных логопедических занятий для накопления активного словарного запаса, необходимого для под­держания коммуникации.

Для формирования навыков сообщения информации также исполь­зуется алгоритм, описанный в начале главы. Обучение осуществляется в вопросно-ответной форме: учитель задает ребенку различные вопросы, со­ответствующие уровню развития ребенка, и побуждает к ответам на них.

Формирование этой группы навыков целесообразно осуществлять в условиях структурированных занятий, а затем в повседневных ситуациях.

Проиллюстрируем ход работы на примере обучения умению описы­вать прошедшие события.

Педагоги вводят ритуал. На каждом уроке и занятии учитель и дру­гие специалисты составляют расписание: раскладывают картинки и фотографии с изображениями различных видов деятельности в опреде­ленной последовательности. После завершения каждого вида деятель­ности (задания), ставится отметка («галочка», «плюс» или «крестик») напротив соответствующего пункта расписания и дается комментарий:

—         «назвали части тела»;
—         «раскрасили человечков»;
—         «приклеили карточки».

Дети повторяют за педагогом. Когда все привыкают к подобному ходу событий, упражнение усложняется. После завершения очередного вида деятельности детям задается вопрос: «Ребята, что мы сейчас ©де- лали?». Если они затрудняются ответить, учитель показывает им на со­ответствующую фотографию и дает подсказку: например, «Мы назвали части тела». Когда дети ответили, педагог похвалит их и приступает к выполнению следующего задания.

В конце каждого урока или занятия учитель еще раз обращает вни­мание детей на расписание и спрашивает: «Что мы сегодня делали?». Если дети затрудняются ответить, дается подсказка: учитель поочеред­но показывает на каждую фотографию, а дети называют действие.

При работе с неговорящими детьми, им даются карточки, аналогич­ные тем, которые висят на доске. В ответ на вопрос: «Что мы сегодня де­лали?» они раскладывают их в той же последовательности, что на доске.

Когда ребенок научился отвечать на вопросы взрослого, можно на­чать формировать умение задавать вопросы.

Навыки запроса информации включают: умение адекватно при­влечь внимание другого человека и умение задавать вопросы для полу­чения интересующей информации.

Для формирования умения адекватно привлекать внимание других людей используется следующая стратегия:

Приведем примеры обучающих ситуаций.

Вопросу «Кто?»:

—         просить людей, с которыми у ребенка сложились эмоционально теплые отношения, стучать в дверь во время занятия. Дверь не от­крывается, пока ребенок не спросит «Кто там?». Когда этот человек заходит, то совершает приятное для ребенка действие-подкрепление (например, качает его на стуле);
—         класть на стол перевернутые карточки с любимыми персонажами из мультфильмов и не переворачивать их, пока ребенок не спросит «Кто на картинке?» или «Кто нарисован на картинке?»;
—         прятать любимые игрушки из «Киндер-сюрпризов» и ждать, когда ребенок спросит «Кто в руке?».

Вопросу «Что?»:

—         класть в матовый пластиковый контейнер интересные для ребенка пред­меты. Контейнер открывается, когда ребенок спрашивает «Что там?»;
—         родителям, которые приходят за ребенком, следует каждый раз по­купать что-нибудь вкусное и класть в сумку. Сумка открывается, и ребенок получает это после того как спросит «Что в сумке?». Вопросу «Что делает?»:
—         для детей, которые любят работать с карточками, можно класть кар­тинки с изображением разных людей на парту, загораживая основ­ное изображение, так чтобы было видно только лицо изображенного человека. Картинка переворачивается, когда ребенок задает вопрос (например, «Что делает мальчик?»).

Вопросу «Где?»:

—         сначала приучать ребенка к тому, что вещи, которыми он пользуется, всегда находятся на одном и том же месте. Потом прятать их, про­воцируя ребенка задавать вопрос (например, «Где конструктор?»). Обучение большинству диалоговых навыков начинается тогда, ког­да у ребенка сформированы базовые коммуникативные функции.

На этом этапе у многих детей с РАС уже сформирована коммуни­кативная мотивация. Поэтому можно сосредоточиться на технической стороне обучения. Для других детей по-прежнему необходимо систе­матическое поддержание мотивации. В такой ситуации используются интересные для обучающихся виды деятельности и темы.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.