google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

Формирование социальной ответной реакции включает обучение ребенка умению откликаться на свое имя. Для этого используется следующие стратегии и приемы:

—  стараться не звать ребенка по имени в тех ситуациях, которые не­приятны для него или не вызывают особого интереса;
—  всегда называть ребенка по имени в приятной для него ситуации;
— создавать как можно больше таких приятных ситуаций (например, игровых);
— подкреплять каждую адекватную реакцию ребенка (например, как только он повернулся, давать любимые мыльные пузыри, машинку, чипсы, включать любимую песню на мобильном телефоне и т.д.). При формировании умения выражать отказ моделируются специ­альные ситуации, провоцирующие у детей недовольство. Например, ребенку специально систематически предлагают различные вещи, ко­торые неинтересны ему или вызывают отрицательную реакцию. Как только он начал выражать первые признаки недовольства, ему сразу да­ется подсказка — как правильно выразить отказ («Нет», «Не хочу», «Не надо», помотать головой, отодвинуть ладонью предложенный предмет, скрестить руки перед грудью и т.д.). Как только ребенок выразил отказ адекватно, взрослый убирает то, что ему неприятно.

Чтобы сформировать умение выражать согласие или отвечать ут­вердительно, детям предлагаются любимые вещи и виды деятельности. Дается подсказка — как правильно выразить согласие («Да», «Хочу», «Давай», покивать головой). Когда ребенок ответил утвердительно, ему сразу дается желаемое.

Формирование навыков комментирования осуществляется в ходе различных видов деятельности на занятиях, уроках, прогулках, в про­цессе внеурочной деятельности, дома.

Данные умения обычно формируются, когда ребенок научился вы­ражать разнообразные просьбы, и у него сформированы базовые навы­ки социальной ответной реакции. Эта работа также может проводиться и параллельно.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок научился адекватно привле­кать внимание другого человека: позвать его, похлопать по плечу, дать в руку карточку с пиктограммой и т.д.

Навыки комментирования включают два основных направления:

событий заключаются в следующем:

—   ребенка учат комментировать именно то, что ему интересно, а не просто называть окружающие предметы, события действия;
—   ребенка учат комментировать, делясь информацией с другим человеком. Для формирования умения комментировать специально моделиру­ются ситуации, провоцирующие ребенка на высказывание. Например, на занятии специалист ставит ребенку любимый мультфильм. При по­явлении на экране каждого нового персонажа взрослый ставит «паузу» и восклицает: «Смотри, Симка!», Смотри «Дим-Димыч!» (персонажи из мультфильма «Фиксики»). Когда ребенок привык к такому распорядку, взрослый ставит «паузу», но ничего не произносит. Если ребенок мол­чит, то взрослый помогает ребенку указать на персонаж и назвать его. Затем продолжается просмотр мультфильма (подкрепление).

Для формирования этих навыков используется метод обучения в естественной среде. При использовании такого метода алгоритм дей­ствий взрослого включает:

Например, если ребенок встал у окна и смотрит на снегопад, взрос­лый подходит, встает рядом и говорит «Смотри, снег!». Когда ребенок повторяет, учитель демонстрирует положительную реакцию, улыбаясь ребенку и одобрительно «похлопывая» его по плечу (если это является одобрением для ребенка). Затем остается вместе с ребенком, не мешая ему, но давая другие комментарии.

Обучение комментированию в ходе самостоятельной деятельно­сти осуществляется с использованием либо хорошо знакомой деятельно­сти (например, учебной), либо интересной деятельности (например, игры).

Комментирование в процессе учебной деятельности традиционно осуществляется на уроке, дополнительных занятиях, при выполнении домашнего задания (например, проговаривание при решении примеров, списывание текстов, рассматривание иллюстраций в учебнике).

При обучении комментированию в процессе игры педагог организу­ет интересную хорошо знакомую ребенку игру и дает по ходу игры раз­личные забавные комментарии, меняя интонацию. Например, взрослый надувает шарик и отпускает его, чтобы он быстро летел. Возможные комментарии: «зеленый», «надуваем», «еще», «держим», «отпускаем», «один, два, три-и-и...!», «Летит!», «У-у-ух!» и т.д.

Систематическое использование описанных стратегий приводит к тому, что дети сначала повторяют высказывание взрослых (при нали­чии речи), а затем учатся давать комментарии без подсказок.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.