Формирование коммуникативных навыков
Март 8th 2018 -
На начальных этапах коррекционной работы дети обычно повторяют слова взрослого механически, заученно. Многократное повторение одних и тех же высказываний в типичных ситуациях дает ребенку возможность понять смысл сказанного и использовать эти слова для самостоятельного общения, без подсказок.
При формировании коммуникативных навыков у неговорящих детей часто используются невербальные подсказки. Например, ребенку помогают показать при помощи указательного жеста и кивания головой, что он хочет или не хочет. Или помогают показать или дать другому человеку карточку с изображением желаемого предмета. На начальной стадии формирования каждого коммуникативного навыка интенсивно используются подсказки. Поэтому в процессе такой работы часто необходимо сопровождение ребенка тьютором, который будет «ассистировать» ему и давать подсказки в нужный момент. По мере формирования каждого навыка помощь тьютора максимально уменьшается, чтобы ребенок мог использовать формирующийся навык самостоятельно.
— Подкрепление коммуникативных высказываний Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации [29]; это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное.
В качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M’s, леденцов, изюма, чипсов и т.д. для поощрения правильного ответа. Приведем пример: педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо предмета и спрашивает: «Что это?»; ребенок отвечает: «Это — шкаф»; взрослый говорит: «Правильно» и дает ребенку конфету. Данный пример иллюстрирует, что искусственное подкрепление (в данном случае конфета) не связано непосредственно с ситуацией общения, не включено в практическую деятельность. Такое подкрепление чаще всего используется при выполнении структурированных упражнений и учебных заданий, направленных на формирование и закрепление коммуникативных навыков. Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Примером может служить игра с использованием карточек лото (при условии, что такая деятельность нравится ребенку): педагог показывает карточку и спрашивает «Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения взрослый отдает ему карточку, которую ребенок кладет на соответствующую клетку. В данном случае подкреплением является сама карточка, включенная в практическую деятельность. Современные исследователи подчеркивают, что использование естественного подкрепления наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков [28].
— Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом недостаточно эффективно, если процесс обучения основан на выполнении жестко структурированных упражнений и заданий и протекает исключительно за столом. В этом случае формирующиеся навыки оказываются нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций и не используются детьми в условиях повседневной жизни. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод сопровождающего обучения, который основан на использовании естественно возникающих ситуаций. В процессе коррекционной работы комбинируется выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Индивидуальные занятия за столом обеспечивают в большей степени развитие речи. Обучение в естественной среде (на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, на прогулке, дома), позволяет ребенку использовать формирующиеся коммуникативные речевые навыки.
- Использование альтернативных и поддерживающих коммуникативных систем
Примерно треть от общего числа детей с РАС мутичны, у них отсутствует экспрессивная речь. Работа по вербальной имитации — имитации звуков, слогов, слов в таких случаях не дает ощутимых результатов. Это блокирует дальнейшую возможность сформировать навыки речевой коммуникации. В подобных ситуациях необходимо применение альтернативных коммуникативных систем, основанных на использовании:
В качестве альтернативных средств коммуникации используются коммуникаторы (устройства речевого вывода). При нажатии на кнопки коммуникатор воспроизводит определенные записанные ранее речевые сообщения (например, «Дай, колбасу»).
Выбор коммуникативной системы для конкретного ребенка осуществляется индивидуально и зависит от следующих факторов:
Если у ребенка формируется экспрессивная речь, но она развита плохо, то в дополнение к вербальной коммуникации могут использоваться другие коммуникативные системы. В таком случае они называются поддерживающими.
Использование альтернативных и поддерживающих коммуникативных систем способствует не только формированию коммуникативных навыков самого ребенка. Они дают возможность предоставить обратную связь и сообщить детям с РАС, у которых сильно ограничено понимание речи, необходимую информацию.
Методы и технологии формирования коммуникативных навыков Алгоритм обучения большинству коммуникативных навыков включает:
Такой алгоритм используется для формирования всех базовых коммуникативных функций. Он позволяет разработать серию однотипных упражнений, игр и специально смоделированных ситуаций для формирования каждого коммуникативного навыка.
Приведем пример:
Просьба о повторении действия:
Цель: формирование умения попросить повторения действия. Моделирование ситуации:
Взрослый играет вместе с ребенком в его любимую игрушку — юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, взрослый произносит: «Еще», либо «Заведи еще». Когда ребенок привыкнет к ходу игры, взрослый кладет руку на ручку юлы, но не заводит ее. Он смотрит на ребенка и ждет, когда тот попросит повторить действие, предоставляя ему время для формулирования самостоятельного высказывания.
Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о повторении игрового действия, взрослый дает ему подсказку «еще», «заведи еще», «заведи юлу» и т.д.
Когда ребенок произнес «еще», педагог сразу же выполняет его просьбу, поощряя высказывание.
Данная игра повторяется несколько раз. При этом количество подсказок и их интенсивность уменьшаются. Для закрепления данного навыка используется большое количество аналогичных ситуаций.
Для формирования навыков выражения просьбы эффективно использование метода коммуникативных соблазнов (коммуникативных провокаций). Его суть заключается в подборе предметов и видов деятельности, в которых ребенок испытывает потребность (например, любимая веревочка, шарик, сок и т.д.), и размещение их в труднодоступных ребенку местах (например, на высоком шкафу). Эти предметы должны находиться в зоне видимости ребенка, но быть недоступными. Это провоцирует его на использование коммуникативных навыков (сказать, что он хочет, или показать с помощью указательного жеста или карточки). При формировании умения просить о помощи взрослые специально моделируют затруднительные для ребенка ситуации (например, дают обклеенную бумажным скотчем коробку с любимым конструктором «лего») и ждут его реакцию.
Формируя просьбу о перерыве, обучающемуся умышленно даются задания, которые требуют длительного времени для выполнения. Когда ребенок начинает проявлять признаки усталости, специалист подсказывает: «Перерыв», «Хочу отдохнуть» или помогает ребенку показать карточку «перерыв» или нажать на соответствующую кнопку коммуникатора. Как только ребенок выразил просьбу адекватным способом,
— ему дается возможность передохнуть.
Когда данные навыки сформированы, ученика обучают ждать то, о чем он попросил.
Метки: аутизм