google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

На начальных этапах коррекционной работы дети обычно повторя­ют слова взрослого механически, заученно. Многократное повторе­ние одних и тех же высказываний в типичных ситуациях дает ребен­ку возможность понять смысл сказанного и использовать эти слова для самостоятельного общения, без подсказок.

При формировании коммуникативных навыков у неговорящих де­тей часто используются невербальные подсказки. Например, ребен­ку помогают показать при помощи указательного жеста и кивания головой, что он хочет или не хочет. Или помогают показать или дать другому человеку карточку с изображением желаемого предмета. На начальной стадии формирования каждого коммуникативного на­выка интенсивно используются подсказки. Поэтому в процессе та­кой работы часто необходимо сопровождение ребенка тьютором, который будет «ассистировать» ему и давать подсказки в нужный момент. По мере формирования каждого навыка помощь тьютора максимально уменьшается, чтобы ребенок мог использовать форми­рующийся навык самостоятельно.

—   Подкрепление коммуникативных высказываний Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотива­ции [29]; это способствует увеличению количества, а, следователь­но, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление мо­жет быть двух видов: искусственное и естественное.

В качестве искусственного подкрепления может служить использо­вание конфет M&M’s, леденцов, изюма, чипсов и т.д. для поощрения правильного ответа. Приведем пример: педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо предмета и спрашивает: «Что это?»; ребенок отвечает: «Это — шкаф»; взрослый говорит: «Правиль­но» и дает ребенку конфету. Данный пример иллюстрирует, что искус­ственное подкрепление (в данном случае конфета) не связано непосред­ственно с ситуацией общения, не включено в практическую деятель­ность. Такое подкрепление чаще всего используется при выполнении структурированных упражнений и учебных заданий, направленных на формирование и закрепление коммуникативных навыков. Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятель­ность ребенка и взрослого. Примером может служить игра с ис­пользованием карточек лото (при условии, что такая деятельность нравится ребенку): педагог показывает карточку и спрашивает «Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения взрослый отдает ему карточку, которую ребе­нок кладет на соответствующую клетку. В данном случае под­креплением является сама карточка, включенная в практическую деятельность. Современные исследователи подчеркивают, что использование естественного подкрепления наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков [28].

—  Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом недо­статочно эффективно, если процесс обучения основан на выполне­нии жестко структурированных упражнений и заданий и протекает исключительно за столом. В этом случае формирующиеся навыки оказываются нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций и не используются детьми в ус­ловиях повседневной жизни. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод сопровождающего обу­чения, который основан на использовании естественно возникаю­щих ситуаций. В процессе коррекционной работы комбинируется выполнение учебных заданий и упражнений с использованием по­вседневных ситуаций. Индивидуальные занятия за столом обеспе­чивают в большей степени развитие речи. Обучение в естественной среде (на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, на прогул­ке, дома), позволяет ребенку использовать формирующиеся комму­никативные речевые навыки.

- Использование альтернативных и поддерживающих коммуника­тивных систем

Примерно треть от общего числа детей с РАС мутичны, у них отсут­ствует экспрессивная речь. Работа по вербальной имитации — ими­тации звуков, слогов, слов в таких случаях не дает ощутимых ре­зультатов. Это блокирует дальнейшую возможность сформировать навыки речевой коммуникации. В подобных ситуациях необходимо применение альтернативных коммуникативных систем, осно­ванных на использовании:

В качестве альтернативных средств коммуникации используют­ся коммуникаторы (устройства речевого вывода). При нажатии на кнопки коммуникатор воспроизводит определенные записанные ра­нее речевые сообщения (например, «Дай, колбасу»).

Выбор коммуникативной системы для конкретного ребенка осу­ществляется индивидуально и зависит от следующих факторов:

Если у ребенка формируется экспрессивная речь, но она развита плохо, то в дополнение к вербальной коммуникации могут исполь­зоваться другие коммуникативные системы. В таком случае они на­зываются поддерживающими.

Использование альтернативных и поддерживающих коммуникатив­ных систем способствует не только формированию коммуникатив­ных навыков самого ребенка. Они дают возможность предоставить обратную связь и сообщить детям с РАС, у которых сильно ограни­чено понимание речи, необходимую информацию.

Методы и технологии формирования коммуникативных навыков Алгоритм обучения большинству коммуникативных навыков включает:

Такой алгоритм используется для формирования всех базовых ком­муникативных функций. Он позволяет разработать серию однотипных упражнений, игр и специально смоделированных ситуаций для форми­рования каждого коммуникативного навыка.

Приведем пример:

Просьба о повторении действия:

Цель: формирование умения попросить повторения действия. Моделирование ситуации:

Взрослый играет вместе с ребенком в его любимую игрушку — юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, взрослый произносит: «Еще», либо «Заведи еще». Когда ребенок привыкнет к ходу игры, взрослый кладет руку на ручку юлы, но не заводит ее. Он смотрит на ребенка и ждет, когда тот попросит повторить действие, предоставляя ему время для формулирования самостоятельного высказывания.

Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о по­вторении игрового действия, взрослый дает ему подсказку «еще», «за­веди еще», «заведи юлу» и т.д.

Когда ребенок произнес «еще», педагог сразу же выполняет его просьбу, поощряя высказывание.

Данная игра повторяется несколько раз. При этом количество под­сказок и их интенсивность уменьшаются. Для закрепления данного на­выка используется большое количество аналогичных ситуаций.

Для формирования навыков выражения просьбы эффективно ис­пользование метода коммуникативных соблазнов (коммуникатив­ных провокаций). Его суть заключается в подборе предметов и видов деятельности, в которых ребенок испытывает потребность (например, любимая веревочка, шарик, сок и т.д.), и размещение их в труднодо­ступных ребенку местах (например, на высоком шкафу). Эти предметы должны находиться в зоне видимости ребенка, но быть недоступны­ми. Это провоцирует его на использование коммуникативных навыков (сказать, что он хочет, или показать с помощью указательного жеста или карточки). При формировании умения просить о помощи взрос­лые специально моделируют затруднительные для ребенка ситуации (например, дают обклеенную бумажным скотчем коробку с любимым конструктором «лего») и ждут его реакцию.

Формируя просьбу о перерыве, обучающемуся умышленно даются задания, которые требуют длительного времени для выполнения. Когда ребенок начинает проявлять признаки усталости, специалист подска­зывает: «Перерыв», «Хочу отдохнуть» или помогает ребенку показать карточку «перерыв» или нажать на соответствующую кнопку комму­никатора. Как только ребенок выразил просьбу адекватным способом,

—  ему дается возможность передохнуть.

Когда данные навыки сформированы, ученика обучают ждать то, о чем он попросил.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.