google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

Аутизм

Формирование коммуникативных навыков является важнейшим на­правлением коррекционной работы с детьми, имеющими РАС. Коммуни­кацию мы рассматриваем как обмен информацией между людьми, а ком­муникативные навыки — это группа умений, позволяющих осуществлять эффективный обмен информацией, в том числе, передавать информацию другим людям. Развитие коммуникации у детей с РАС способствует сни­жению их дезадаптивного поведения, дает возможность общаться им с учителями, специалистами, другими детьми и повышает возможности их адаптации, социализации и освоения образовательных программ.

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навы­ков включает следующие направления [33; 19]:

—         Формирование базовых коммуникативных функций.
—         Формирование социоэмоциональных навыков.
—         Формирование диалоговых навыков.

Формирование базовых коммуникативных функций

Данное направление включает формирование следующих групп на­выков:

—        Навыки выражения просьбы, требования:

  • умение попросить поесть/попить;
  • попросить любимую игрушку, предмет, деятельность;
  • попросить повторить понравившееся действие;
  • попросить о помощи;
  • попросить перерыв в процессе учебной деятельности.

Из всех коммуникативных навыков данная группа является наибо­лее жизненно важной. С помощью этих навыков ребенок выражает свои потребности и желания адекватным способом. Формирование умения просить о помощи или о перерыве существенно влияет на уменьшение дезадаптивного поведения в процессе учебной ситуации. Поэтому работа над развитием коммуникации начинается именно с выражения просьб.

-       Навыки социальной ответной реакции :

  • умение откликнуться на свое имя;
    • адекватно выразить отказ от предложенного предмета/деятель­ности;
    • ответить на приветствия других людей;
    • адекватно выразить согласие.

Навыки социальной ответной реакции очень важны в повседневной, в том числе школьной, жизни. Они обеспечивают обратную связь, кото­рая необходима окружающим людям и самому ребенку в ходе обучения и режимных моментов.

-       Навыки комментирования:

• умение давать комментарии в ответ на неожиданное событие;
• умение комментировать, называя различные предметы (например, «смотри, самолет!»);
• комментировать, называя различных персонажей из книг, мультфильмов (например, «смотри, фиксики!»);
• комментировать, определяя принадлежность собственных вещей («мое!»);
• комментировать, называя знакомых людей (например, «там папа!»);
• комментировать действия окружающих людей, предметов (например, на физкультуре «не попал!»);
• комментировать, описывая местонахождение предметов, людей («во дворе грузовик!»);
• комментировать, описывая свойства предметов («ой, колючий!»);
• сопровождать комментариями собственные действия (например, раскрашивая картинку, ребенок берет нужный фломастер, прогваривая «теперь красный!» или проговаривает условия задачи в процессе решения).

Навыки комментирования важны как для формирования социальных отношений, так и для обучения. Они обеспечивают возможность делиться с окружающими своими интересами и помогают в решении повседневных и учебных задач. Таким образом, они выполняют две функции: коммуникативную и регулирующую.

Навыки сообщения информации:

• умение отвечать на вопросы «Что это?»;
• отвечать на вопрос «Кто это?» (в отношении персонажей мультфильмов, знакомых людей);
• отвечать на вопрос «Чей?»;
• отвечать на вопрос «Где?»;
• отвечать на вопрос «Какой?» (например, «Какого цвета?»);
• отвечать на вопрос «Что ты делал?»;
• отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»;

Умение сообщать информацию — очень важный для освоения обра­зовательной программы навык, поскольку процесс обучения, проверка усвоенных знаний осуществляются в вопросно-ответной форме.

— Навыки запроса информации:

• умение привлекать внимание к себе адекватным способом;
• задавать вопросы о предмете («Что___?»);
• задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?», «Как тебя зовут?»);
• задавать вопросы о действиях («Что делает ___?»);
• задавать вопросы, требующие ответа да/нет;
• задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»);
• задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»);

Навык привлечения внимания адекватным способом — важнейший жизненный навык, необходимый для адаптации детей в коллективе и их социализации. Умение задавать вопросы направлено на получение необходимой информации и способствует:

—         решению проблемных ситуаций (например, «Где мой рюкзак?», «Где выключатель?»);
—         планированию деятельности (например, «Что мы будем делать?», «Когда перемена?»);
—         познавательному развитию (например, «Это что за машина?»).

Формирование социоэмоциональных навыков

-        Навыки адекватного выражения эмоций (адекватная мимика, жесты, интонации)

• умение адекватно выражать радость;
• выражать грусть;
• выражать страх;
• выражать гнев.

- Навыки сообщения о своих чувствах и чувствах других людей (вербально)

Эти навыки необходимы для социализации. Они позволяют:

—         выражать свои эмоции, чувства социально приемлемым способом;
—         осознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
—         регулировать свое поведение;
—         общаться с другими людьми, делясь чувствами.

Эта группа навыков подробно рассмотрена в главах «Формирование модели психического».

Формирование диалоговых навыков

—         умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени;
—         умение инициировать диалог, используя стандартные фразы;
—         умение завершить диалог с использованием стандартных фраз;
—         умение поддержать диалог при помощи ответных высказываний;
—         умение поддержать диалог, делясь информацией или сообщая ин­формацию собеседнику;
—         умение вести диалог, задавая вопросы;
—         умение поддержать диалог, организованный собеседником, отвечая на его вопросы;
—         умение поддержать разговор, делясь впечатлениями (эмоциями, чувствами);
—         умение поддержать диалог на определенную тему;
—         умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях;
—         умение соблюдать правила разговора (смотреть на собеседника, стоять рядом с ним, повернувшись лицом, слушать его, называть по имени). Сформированные диалоговые навыки обеспечивают полноценную

взаимную коммуникацию и способствуют включению детей с РАС в социальную среду, повышая адаптивные возможности ребенка, что вы­ражается в возможности эффективно решать различные проблемные ситуации и формировать полноценные отношения с другими людьми.

Условия формирования коммуникативных навыков

Для успешной работы по формированию коммуникативных навы­ков необходимо соблюдение следующих условий:

—  Учет личных интересов и потребностей ребенка

В ряде исследований показано, что несформированность коммуника­тивных навыков у детей с аутизмом во многом связана с отсутствием или недостатком у них внутренней коммуникативной мотивации [28]. В связи с этим возникает необходимость внешнего стимулирования коммуникативной активности. Это достигается путем включения в процесс психолого-педагогической коррекции различных предме­тов, разнообразных видов деятельности, а также тем разговора, ин­тересных для ребенка. Например, обучая ребенка умению выражать просьбы, необходимо использовать его любимые продукты питания, игрушки; формировать умение отвечать на вопросы и комментиро­вать изображения на картинках нужно при помощи любимой книги ребенка. В этом случае он будет отвечать с большим желанием, а эф­фективность работы значительно возрастет. При обучении умению поддержать диалог так же лучше использовать интересные для ребен­ка темы разговора. В случае если тема не вызывает интереса ребенка, скорее всего, общение скоро завершится.

- Использование подсказок

Большинство детей с расстройствами аутистического спектра мо­гут пользоваться подсказками очень эффективно, поскольку для них характерна эхолалическая речь — автоматическое повторение чужих слов, значение которых ребенок чаще всего не понимает. На­пример, взрослый здоровается с ребенком: «Здравствуй, Саша!», и ребенок отвечает: «Здравствуй, Саша!», вместо того чтобы назвать взрослого по имени. Или взрослый просит: «Саша, принеси мяч!», а ребенок автоматически повторяет: «Саша, принеси мяч!», но не делает то, о чем его попросили.

Эхолалии необходимо использовать как основное средство формирова­ния навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Это называ­ется эхо-подсказка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образ­цы речевых высказываний и стимулировать его к их повторению. Например, при общении с аутичным ребенком мы часто сталкиваем­ся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать сло­ва, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д. В ряде случаев ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вме­сто того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему так­же требуется помощь в виде вербальных подсказок.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.