google-site-verification: google21d08411ff346180.html Приношение Исаака жертвы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Приношение Исаака жертвы

Февраль 27th 2010 -

Икона Жертвоприношение Исаака (конец XVIII века)

Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор».

Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт.22:11-12)

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:

Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт.22:16-18)

Следует заметить, что клятва умножить потомство Авраама давалась Господом и ранее (Быт.15:5; Быт.17:19; Быт.21:12). Таким образом, можно либо уяснить из текста, что Авраам верил этому более раннему обещанию; но можно истолковать такие сведения как результат дублирования традиций.

Толкование:

В христианстве

Жертвоприношение Исаака

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»  (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

«Жертвоприношение Авраама» Автор Брауншвейгский Монограммист

«Жертвоприношение Авраама» Автор Брауншвейгский Монограммист

Но вот приспело время. Не сохрани Авраам веры, Сарра умерла бы с горя, а Авраам от отчаяния не понял бы, что приспело время. Но Авраам верил, поэтому остался молодым. Ибо и тот, кто всегда надеется на лучшее, стареет, и тот, кто готов к худшему, стареет рано, но тот, кто верит, сохраняет вечную юность. Во внешнем смысле чудо заключалось в том, что чаяние их сбылось, в более глубоком – чудо веры в том, что Авраам и Сарра были достаточно молоды, чтобы желать этого.

И была радость в доме Авраама, когда Сарра сделалась новобрачной в день золотой свадьбы своей.
Но история не кончилась. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама…» (Бытие 22:1). Здесь многие смутятся, ибо как это так, Бог искушает праведника, зачем? Митрополит Филарет на это замечает: «Искушение бывает разного рода. Искушение во зле – возбуждение в человеке злых склонностей (следствие оставления Бога – 2Пар.32:31. Это не от Бога). И искушение в добре – направление, даваемое действующему в человеке доброму началу к открытой брани против зла (это от Бога)». Об искушении как проявлении божественной любви и поводе к развитию и укреплению добродетели можно прочитать в Исходе 16:4, Втор.8:2, 13:3, «Пар.32:31, Пс.25:2,Иак.1:12, 1Пет.1:7, 1Кор.10:13 и т.д.

«…и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я». — И так всегда, когда бы Бог ни воззвал, Авраам на все с готовностью отвечал так.

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Почему Бог называет Исаака единственным сыном Авраама? В толковании Лопухина читаем: «потому что Исаак был единственным сыном от законной жены Сарры, и потому что он был единственным сыном обетования о будущей славной судьбе потомства Авраама».

«Что ощутили бы вы, выслушав сие?-вопрошает прп. Ефрем Сирин. — Вы сами отцы и знаете привязанность к детям. Кто не ужаснулся бы? Кто не пожелал бы лучше умереть, чем принять слово? Или кто не стал бы прекословить? Все должно было пойти прахом! Обетование колену Авраама. Господь сотворил чудо, осуществив несбыточное, сделав Сарру в старости матерью, а теперь захотел это уничтожить? Для многих отцов лишиться дитя все равно, что проститься со всякою надеждой на будущее. Но ни один ребенок не был для своего отца таким обетованным детищем, как Исаак для Авраама. И другие отцы теряли детей, но Господь по своей воле отзывал чад их. Не то с Авраамом. Судьба Исаака была вложена вместе с ножом в его руки. Но праведник не возразил ничего…напротив, был покорен… своей привязанностью рассек узы естества, как нечто земное совлек с себя,… с готовностью предал всего себя и внял повелению заклать сына». Он знал, что его испытывает Сам Бог, но знал и то, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее.

Жертвоприношение Исаака. Караваджо (1573—1610)

Жертва – это эквивалент того, что чужая жизнь тебе не принадлежит, даже жизнь собственного сына. Первенец подлежал посвящению Богу, а значит был полной собственностью отца. Он был даром, подлежащим возвращению.

Название горы, на которой должно было свершиться, «Мориа» — в переводе с еврейского «усмотрение Всевышнего». Тогда не было определенной местности с таким именем, это звучало как указание идти в землю божественного усмотрения (название так и закрепилось за этой горой в память этого события. По преданию на ней был впоследствии построен храм Соломона-2Пар.3:1).

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Бытие 22:3). По толкованию Лопухина, «встал рано утром» означает, что Авраам не медлит. Да, он спешил. Прп. Ефрем Сирин продолжает: «Праведник ничего не говорит о сем супруге…потому что нимало не помогло, а даже повредило Адаму, что допустил он к совету Еву. Посему, чтобы Сарра не подверглась женской немощи…утаил от нее…возложил на сына полена дров и пошел…» Оседланного осла некоторые толкователи считают образом духа победившего, поскольку тело часто в Писании уподобляется животному.Т.о. Авраам покорил душевно-телесную природу воле, которая не дала ему противостать воле Божией.

Жертвоприношение Исаака. Рембранд.

Жертвоприношение Исаака. Рембранд.

«И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам» (Бытие 22:5). Отроки эти, очевидно, слуги Авраама. Гора – образ духовного восхождения Авраама и Исаака. Рабов оставляют внизу. Почему?

Свт.Филарет объясняет это так: «Люди, порабощенные или закону плоти похотью, или закону только внешних дел, не достигают высоты любви, не постигают ее и даже отвергают. Вместо того, чтобы оставить все земное, взять крест и взойти на гору являющегося Бога, чтобы причаститься смерти и воскресения Христова, они остаются под горой и стерегут осля свое». Некоторые богословы считают отроков здесь образами, означающими волю и чувства, т.е.того, что противится высшей жертве Авраама, поэтому он оставляет их внизу (Лопухин).

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.

Бурение отверстий в стенах сверление отверстий в стенах.