google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой преподобный Агапит Печерский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой преподобный Агапит Печерский

Июнь 14th 2010 -

Преподобный Агапит Печерский

Преподобный Агапит Печерский

Икона для Свято-Казанского храма г. Грязи, иконописец Дмитрий Молчанов

Память: 1/14 июня

Он исцелял молитвой недугующих, подавая им зелие от своей пищи, и спас врача-армянина.
Когда  преподобный  отец  наш  Антоний  Печерский  был прославлен даром исцелений,  пришел  к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его.

Преподобный Агапит Печерский

Преподобный Агапит Печерский

И  последовал  он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов  которого  он  был  свидетелем;  как тот великий муж, он сам служил больным  и  исцелял  их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он  подавал  им  зелие  от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный  Агапит  видел  это  и  трудился  много  лет,  соревнуя в подвигах святому  старцу.  Когда  кто  из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию  (в  ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному  брату  и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках и  непрестанно моля Бога о спасении больного, если болезнь и длилась по воле Божией,  чтоб  умножить  веру  и  молитву раба Божия Агапита. Итак, подражая подвигам    преподобного   Антония,   блаженный   Агапит   сподобился   быть причастником  той  же  благодати:  он  исцелял молитвой своей всех больных и подавал  им  также зелие, которое варил себе для пищи. И за то он был назван врачом.  Слух  о  нем распространился в городе, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми.

В  то  время  жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, искусный во врачевании,  подобного  которому  прежде  не бывало. Осмотрев лишь больного, близкого  к  смерти,  он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь  при этом и не пытаясь такого человека лечить. Из таких больных был принесен   один   в  Печерский  монастырь;  он  был  первым  боярином  князя Всеволода,  и  армянин  привел  его  в отчаяние, предсказав ему через восемь дней  смерть.  Блаженный  же Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему принять зелие,  которое  он  сам  ел,  и  сделал  его  здоровым,  после чего слава о преподобном   промчалась  по  земле  русской.  Армянин,  уязвленный  стрелой зависти,  стал  укорять  блаженного,  послал  в  Печерский  монастырь одного осужденного  на  смерть,  которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его  пред  Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия,  которое  он  сам  ел,  творя  о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного  на  смерть.  С  тех  пор  иноверный армянин еще больше того был возбужден  против преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить  смертного зелия. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав:  «Если  и  что  смертоносное  выпьют,  не  повредит  им», знает, как избавлять благочестивых от искушения (2 Пет. 2:9).

После  этого  заболел  в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого  усердно,  но  безуспешно, лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь,  уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был  Иона),  прося  прислать  к  нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его,  игумен  передал  ему  просьбу  князя.  Но  блаженный  Агапит, которого никогда  не  видали  выходящим  из  монастыря  и врачующим за его пределами, отвечал  со смирением: «Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко  всем.  Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для  славы  людской,  от  которой  бегать  до  последнего  моего издыхания я обещался  перед  Богом;  если  хочешь,  я  лучше  уйду  в  другую  страну  и возвращусь  сюда,  когда  минует эта нужда». Посланный же князем, поняв, что не  удастся  ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить  его  дать  хоть  зелия для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал  посланному  зелия  от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, он стал здоров молитвами блаженного.      Тогда  князь  Владимир  Мономах пришел сам в  Печерский монастырь, чтоб видеть,  кто  тот,  через  кого  Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал  блаженного  и  хотел  почтить  его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым  на  земле, скрылся, и принесенное для него золото князь отдал игумену.  В скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со  многими  дарами  к  блаженному  Агапиту.  Посланный,  найдя его в келии, положил  пред  ним принесенное.

Блаженный же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от  кого  не  брал  ничего,  потому  что  никогда  не исцелял силой моей, но Христовою;  и  теперь  не нуждаюсь в этом».

Боярин отвечал: «Отче, пославший меня  знает,  что  ты  не  берешь  ничего, но, прошу тебя, чтоб утешить сына своего,  которому  Бог  даровал  через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь,  нищим».  Отвечал  ему  старец:  «Если  так  ты  говоришь,  возьму с радостью.  Передай  же  пославшему  тебя,  что  и все прочее, что он имеет — чужое,  и  ничего  не  может  он  взять  с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст  то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от  смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не  пострадать  больше». Сказав это, Агапит взял принесенное  золото, как бы для  того,  чтоб  спрятать,  вынес  его  из  келии,  бросил, а сам побежал и скрылся.  Боярин  же,  вышедший  вскоре,  увидел  все  дары  брошенными пред вратами.  Он  подобрал  их  и  отдал  игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал  ему  о  блаженном  все,  что видел и слышал, и все поняли, что он истинный  раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И  князь,  не  осмеливаясь  ослушаться  святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После  многих  трудов  и богоугодных подвигов разболелся сам безмездный врач  этот, блаженный старец Агапит.  Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел  посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его,  каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым сам Господь,  как  врач  души  и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не сведущ  во  врачевании и сказал своим: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве».  Потом,  взяв  его  за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день  он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану  сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего  лечения,  что  больше  говоришь  ты  о смерти, чем о помощи. Если ты искусен  — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая  меня  к смерти через три дня? Бог оповестил меня, что я отойду к  нему  по  истечении  трех  месяцев».  Армянин  снова сказал: «Ты уже весь изменился;  такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог,  что  уже  сам  собой  не  мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту,  самому  столь  тяжко  больному, принесли из Киева другого больного для  исцеления.  Блаженный  пречудной  Божией помощью встал, как будто бы не болел,  и,  взяв  свое  обычное  зелие,  которое  употреблял в пищу, показал армянину  со  словами:  «Вот  зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей».  Тот  же,  посмотрев, сказал святому: «Оно не из наших, но, думаю, из  Александрии».  Блаженный  посмеялся  над  его  невежеством, дал больному выпить  того  зелия,  и,  помолившись,  сделал его здоровым. Потом он сказал армянину:  «Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что  мне  нечем  угостить  тебя».  Отвечал  ему армянин: «Мы, отче, постимся четыре  дня  этого  месяца,  и теперь пост». Услыхав это, блаженный спросил: «Кто  ты  и  какой  веры?»  Он  отвечал:  «Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?»  Блаженный сказал ему: «Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою   келию   и  держать  мою  грешную  руку?  Выйди  от  меня,  иноверец  и нечестивец!»

После  этого  блаженный  Агапит, как предсказывал, прожил три месяца и, немного  поболев,  отошел  к Господу месяца июня в первый день. И за то, что он  был  на  земле  безмездным врачом, получил великую мзду уже на небе, где нет  болезни.  Братия,  опрятав  его  честные мощи, по обычаю, положили их с пением в пещере преподобного Антония.

По  смерти  святого,  армянин  пришел  в  Печерский  монастырь и сказал игумену:  «С  этих  пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса  Христа,  Которому  желаю  работать  в иноческом святом чине. Ибо мне явился  блаженный Агапит, говоря: „Ты обещался принять иноческий образ, если же  солжешь, то с жизнью погубишь и душу“. И я верую, что явившийся ко мне — свят;  потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему; я  думал, что он не проживет и трех дней, Бог же прибавил ему три месяца, и, если  б  я  сказал, что ему не прожить трех месяцев, он жил бы три года. И я думаю  теперь,  что  он  сам  хотел  уйти от нас, как святой, желая Царствия святых.  И  если  Бог взял его из временной жизни в этой обители, Он дал ему жизнь   вечную  в  небесных  обителях.  Поэтому  я  желаю  исполнить  скорее приказание  этого  святого  мужа».  Выслушав  эти  слова от армянина, игумен постриг  его  в  иноческий  святой чин, дав наставление врачу чужих тел быть искусным  во  врачевании  своей души, подражая блаженному Агапиту. Он провел жизнь  свою  в  Богоугодных  подвигах, и в том же Печерском монастыре принял блаженную  кончину  в честь врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже   слава   со   безначальным  его  Отцом,  и  со  пресвятым,  благим  и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

источник: Патерик печерский, или Отечник
Киев 2003

Проповеди:

Поученіе. Преподобный Агапитъ печерскій, безмездный врачъ. (Уроки изъ его жизни: а) врачеваніе болѣзней есть даръ Божій и б) въ болѣзни должно прибѣгать съ молитвою къ Богу.Прот). Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Метки:

Оставьте комментарий!