google-site-verification: google21d08411ff346180.html Праведный Алексий Мечёв | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Праведный Алексий Мечёв (Видео)

Сентябрь 28th 2010 -

Святой праведный Алексий Мечёв

Память 9 / 22 июня.  16/ 29 сентября перенесение мощей (2001)

Алексе́й (Алексий) Алексе́евич Мечёв (святой праведный Алексий Московский; 17 марта (30 марта) 1859, Москва — 22 июня 1923, Верея) — священнослужитель Русской православной церкви, известный московский протоиерей начала XX века, настоятель храма святителя Николая в Клённиках

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В настоящее время мощи преподобного Алексия Мечева находятся в Москве в храме святителя Николая в Кленниках.

Известный московский старец начала ХХ века отец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 г. в благочестивой семье регента хора Чудова монастыря. Отец его, Алексей Иванович Мечев, сын протоиерея, служившего в  Коломенском уезде, в детстве был спасен от смерти на морозе святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Музыкально одаренных мальчиков из семей духовенства Московской епархии привезли на митрополичье подворье в Троицкий переулок. Вечером, когда дети уже ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он и обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысел Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.

Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе Алексей Иванович поехал в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось его горе. Помолившись, святитель подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексий Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.

В их семье царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство. Отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим им было тесно в двухкомнатной квартирке в Троицком переулке с тремя детьми — сыновьями Алексием и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексия в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он любил развеселить, утешить, пошутить. В гостях в разгар игр он вдруг становился серьезным, быстро удалялся и прятался от шумного веселья. За это его прозвали блаженным Алешенькой. Учился Алексий Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, приходилось вставать ночью. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Вместе со многими товарищами по классу Алексей хотел поступить в университет и стать врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», — сказала она с твердостью. Тяжело было Алексею оставить свою мечту, но пойти против воли матери он не мог. Впоследствии он понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексей Мечев был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке.(«Сорок» — старинная русская единица счета. Обозначало и группу храмов, подчиненную благочинному, который наблюдал за несколькими приходами.) Настоятель этого храма отец Георгий был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика и обязанностей сторожа, обходился грубо, даже бил, но Алексий все безропотно сносил и не просил о переводе в другой храм. Младший брат Тихон, посещая Алексия, нередко заставал его в слезах. Впоследствии Алексий благодарил Господа, что он дал ему такую школу. Уже будучи священником, отец Алексий услышал о смерти отца Георгия, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.

В 1884 г. Алексий Мечев женился на дочери псаломщика  восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году 18 ноября был рукоположен в диакона. Он испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и ее здоровье было предметом его постоянных забот. Он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца, тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором во священника в церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Готовясь к пасторскому служению, он имел заветное желание попасть на приход в глухую деревню, где народ попроще, и объединить их в единую духовную семью.

После назначения молодого иерея Алексия Мечева 19 марта 1893 года в приход Николы в Кленниках он ежедневно в течение восьми лет служил в пустом храме. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках была маленькой, и приход ее был очень весьма невелик. В непосредственной близости стояли большие, хорошо посещаемые храмы. Став настоятелем одноштатной (с одним священником в штате) церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, тогда как обычно в таких храмах оно совершалось два, три раза в неделю. Это вызывало недоумение и насмешки, но отец Алексий продолжал молиться. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году — Великим постом. В храме Николы в Кленниках на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля. И в храм пошли люди.

Ко времени назначения в Кленники у отца Алексия было четверо детей. Жизнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально тяжела, плохими часто бывали и бытовые условия. Маленький деревянный домик, в котором размещалась семья отца Алексия был ветхим, полусгнившим. В квартире всегда сыро. Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с обширными отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Брак его был счастливым, и кончина матушки Анны в 1902 году стала для него горем.

«Для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь перед Господом», — вспоминал о. Алексий.

В то время в Москву приехал известный пастырь Иоанн Кронштадтский. Близко знавшая отца Алексия купеческая семья Беловых устроила его встречу с отцом Иоанном. Благодать Божия, обильно почивавшая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил отец Алексий великого пастыря. «Не горе я пришел разделить, а радость; тебя посещает Господь! Оставь свое горе и выйди к людям… — ответил отец Иоанн… — Будь с народом, войди в его горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, и тебе станет легче».

«Послушался я слов отца Иоанна», — говорил батюшка, и с тех пор утешение человека, разделение его боли становится первой пастырской заботой и заветом отца Алексия своим духовным чадам-священникам: «Пастырь должен разгружать чужую боль и горе».

Отец Алексий не начинал с правил, условий и требований к человеку, который только пришел в храм. Первое, что он делал, — выслушивал и сострадал.

Его отличало удивительное смирение перед промыслом Божиим о каждом человеке: он пытался увидеть, что Бог о человеке замыслил, что Бог хочет от этого человека? Для батюшки, как для Самого Спасителя, не было отверженных людей. Каждый ему был ценен и дорог. Поэтому и шли люди, рос его приход, в то время, когда многие церкви пустели.

В воспоминаниях о художнике Роберте Фальке рассказывается, как он, некрещеный, в тяжелой депрессии, пришел к отцу Алексию — кто-то из знакомых сказал: сходите к священнику, он хороший, недалеко от вас служит. Фальк пришел, и отец Алексий ничего не стал ему говорить о Христе, просто пил с ним чай и спрашивал: как у вас дела и т. д. И Фальк после спросил: можно я к вам еще приду? Потому что почувствовал, что ему просто по-человечески хорошо.

Ведь что для людей — человек святой? Тот, кто ближе к Богу, которого Бог слышит.

В маросейском храме надломленных тяжелыми обстоятельствами, забывших о Боге людей отец Алексей встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В их душу вселялись радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию. Проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. О. Алексий говорил, что Господь посещает нас скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей.

В нижнем жилом этаже храма о. Алексий открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла.

Благословив на писание икон свою духовную дочь Марию (Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания), пришедшую к нему в храм подростком после смерти отца, священника и художника, о. Алексий способствовал этим возрождению в дальнейшем древнерусской иконописи, которая находилась в забвении несколько столетий, уступив место живописи.

Проповеди его были просты, искренни, не отличались красноречием. Но то, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближнему, говорил батюшка.

Однажды о. Алексий спросил: «Думали ли вы, отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался?» На отрицательный ответ о. Алексий сказал: «Оттого, что у апостола Иоанна была такая безпримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь». У о. Алексия была именно такая любовь к ближним, и все его наставления, проповеди и слова — о любви. Он был богат этой милующей любовью, и каждому приходящему казалось, что именно его о. Алексий любит больше всех.

Враг всякого насилия, батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания. Подчер­кивая необходимость внешнего подвига, хотя бы самого малого, указывал, что прежде всего следу­ет взвесить силы и возможности. Но на что уж ре­шился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, невзирая на усталость и другие обстоятельства. Иначе цель не достигается. И неизменно требовал хорошего отношения к родным и близким.

«Путь ко спасению, — постоянно повторял о. Алексий, — заключается в любви к Богу и ближ­ним». Любовь к ближним должна не деклариро­ваться как якобы направленная на все человече­ство, но начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас поставил. Нужно утеснять себя ради блага близ­ких нам людей, перестраивать свою душу, перела­мывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить».

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.