google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Июль 1st 2011 -

В начале декабря 1945 г. архиеп. Виктор (Святин) сообщил в письме Иоанну о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата. В ответ Иоанн отправил архиеп. Виктору заявление, что «ввиду возобновления сношений с Заграничной церковной властью мы можем перейти в ведение другой церковной власти, лишь если нам будет сделано о том распоряжение той церковной властью, которой подчиняемся ныне, так как иначе явились бы нарушителями церковных канонов». 15 января 1946 г. архиеп. Виктор прибыл в Шанхай и потребовал от Иоанна подчиниться епархиальному начальству и присоединиться к Московскому Патриархату. В ответ Иоанн заявил: «Я подчиняюсь Зарубежному Синоду, и как он мне укажет, так я и должен поступить». Архиеп. Виктор предложил признать главенство Патриарха Алексия собранию шанхайского духовенства. В свою очередь председательствовавший на собрании Иоанн настоял на том, что надо ждать указаний от митр. Анастасия. На протяжении 2 месяцев ситуация в русской колонии Шанхая оставалась неопределенной. Консульство СССР вело среди эмигрантов агитацию за принятие советского гражданства и возвращение в СССР, утверждая, в частности, что Советское государство благорасположено к Церкви. Иоанн активно противостоял этой агитации, посещал приходы и общественные собрания. Архиеп. Виктор запретил Иоанна в священнослужении. Иоанн не согласился с его решением, заявив: «Я подчинюсь этому указу лишь в том случае, если мне докажут Священным Писанием и законом любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех».

Несогласие Иоанна перейти в юрисдикцию Московского Патриархата не означало его отказа от идеи единства Русской Церкви. Впоследствии он говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия». Иоанн подчеркивал, что «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединявшие их».

Впоследствии в сочинении «Русская Зарубежная Церковь» (1960) Иоанн писал: «Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства». Иоанн считал, что исключительно политические обстоятельства стали причиной отделения Зарубежной Церкви от Московского Патриархата: под нажимом государственных органов СССР Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) требовал от заграничного духовенства лояльности к советской власти. Иоанн отвергал законность таких требований по отношению к русским эмигрантам: «Оставаясь верными своему Отечеству, мы не признаем законным правительство, идущее против тысячелетнего мировоззрения нашего народа, и мы ушли за границу, чтобы ему не подчиняться». При этом И. отмечал, что «как не признавшие декларации митрополита Сергия иерархи и паства внутри России, так и зарубежная ее часть никогда не выходили из состава Русской Церкви».

10 мая 1946 г. Иоанн был возведен Архиерейским Собором РПЦЗ в сан архиепископа и назначен правящим архиереем новоучрежденной Шанхайской епархии, о чем 15 мая сообщалось в телеграмме от митр. Анастасия. Иоанн не стал оглашать этого сообщения до получения официального указа. 31 мая в Шанхай вновь прибыл архиеп. Виктор, занявший часть помещений кафедрального собора. 1 июня Иоанн получил официальный указ о своем назначении архиепископом, известил об этом архиеп. Виктора и предложил ему покинуть соборный дом и Шанхайскую епархию. 15 июня архиеп. Виктор вручил Иоанну указ Патриарха Алексия об увольнении его с кафедры. Новым викарным Шанхайским епископом в юрисдикции Московского Патриархата был назначен еп. Ювеналий (Килин). Некоторое время в кафедральном соборе служило духовенство, находившееся в юрисдикции как РПЦ, так и РПЦЗ. В августе 1946 г. присоединившиеся к Московскому Патриархату священнослужители и миряне перестали посещать шанхайский кафедральный собор. Иоанн  добился своего признания как главы всех русских православных приходов китайским правительством партии Гоминьдан и принял китайское гражданство. 19 октября 1946 г. архиеп. Виктор был арестован в Шанхае. Иоанн немедленно потребовал от китайских властей освобождения архиерея, дважды посещал его в тюрьме. Через несколько дней архиеп. Виктор был помещен в больницу, а затем освобожден. В июне 1947 г. он выехал из Шанхая в Пекин, вскоре город покинули русские эмигранты, принявшие советское гражданство.

Так как коммунистическая китайская армия продвигалась к Шанхаю, Международная организация по делам беженцев обратилась к правительствам ряда стран с просьбой предоставить временный приют беженцам, а также русским эмигрантам и лицам некоторых других национальностей, постоянно проживавшим в Шанхае. На этот призыв откликнулась только Филиппинская республика, выделившая для временного поселения беженцев из Китая необитаемую часть острова Тубабао. Эвакуация беженцев из Шанхая на Тубабао началась в январе 1949 года и закончилась в начале мая того же года.

Сам он прибыл в лагерь на Тубабао за несколько дней до Пасхи 1949 года, что стало событием исключительной важности в духовной жизни лагеря. По воспоминаниям А. Н. Князева: «На Тубабао прибыл Владыка Иоанн Шанхайский на джипе и сразу проследовал в Свято-Богородицкий собор, где был встречен иеромонахом Модестом, иереем отцом Филаретом Астраханским и протодиаконом отцом Константином Заневским и архиерейским хором во главе с Г. Агафоновым. Собор был переполнен почитателями Владыки. После молебна и чашки чая Владыко проследовал в Свято-Серафимовский храм, где его встретили также колокольным звоном, а в храме — протоиерей отец Афанасий Шалобанов и отец Николай Колчев, иеромонах отец Николай и диакон отец Павел Метленко. Пел хор под управлением И. П. Михайлова. После краткой службы Владыко отправился в Свято-Архангело-Михайловский храм, и здесь его встретили колокольным звоном протоиерей отец Матвей Медведев и отец Давид Шевченко с хором во главе с М. А. Шуляковским».

Свое пребывание на Тубабао, которое продолжалось около трёх месяцев, посвятил удовлетворению духовных нужд своей паствы и знакомству с повседневной жизнью беженцев. Покинул лагерь 12 июля 1949 года, направляясь в столицу США, Вашингтон, где хлопотал перед американским Конгрессом о предоставлении тубабаовцам права на постоянное жительство в США; организовал сбор пожертвований на нужды беженцев, принимал меры по подготовке для них жилья. За время пребывания в Вашингтоне основал там приход Русской православной церкви за границей, известный ныне как Иоанно-Предтеченский собор. Благодаря усилиям Иоанна эвакуированные на Филиппины из Китая русские получили возможность выехать и устроиться на новом месте в США, Австралии и других странах.

Архиерейский Собор РПЦЗ назначил Иоанна управляющим Западно-европейской епархией РПЦЗ, за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.). 21 июля 1951 г. Иоанн прибыл в Париж, проживал в Мёдоне при Воскресенском храме. Поскольку русские парижские храмы находились в юрисдикции Западно-европейского Экзархата русского приходов Константинопольского Патриархата или Западно-европейского Экзархата Русской Православной Церкви, официальной резиденцией Иоанна считался Брюссель, он титуловался как «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Центром активной деятельности Иоанна был брюссельский храм во имя св. Иова Многострадального, заложенный в память царя мч. Николая Александровича. В Брюсселе Иоанн, как правило, служил пасхальную службу. Значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа. В 1952 г. переехал из Мёдона в Версаль, жил при епархиальном управлении, размещенном в здании русского кадетского корпуса им. Николая II; был председателем попечительского совета кадетского корпуса. Часто бывал в Леснинском Богородицком женском монастыре в Фуркё, служил в Париже во временно арендуемых помещениях. В декабре 1961 г. Иоанн освятил парижскую церковь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Иоанн проводил много времени в архипастырских поездках по государствам Зап. Европы, побывал в Тунисе. Окормляя прихожан, посещал лагеря перемещенных лиц, продолжая считать одной из главных своих забот помощь русским беженцам, а также устроение в храмах литургической жизни соответственно с канонами Православия. Издал ряд распоряжений по вопросам богослужебной практики, к которой относился очень строго. Стремился содействовать единству русских православных Зап. Европы, показал свою любовь к православным всех национальностей. Служил Божественную литургию по-французски, по-английски, по-нидерландски. Взял под свою опеку национальные православные общины во Франции и в Нидерландах, поощрял подготовку местных священнослужителей, издание богослужебной лит-ры на франц. и нидерландском языках. Содействовал созданию Румынской Православной Зарубежной Церкви под омофором митр. Виссариона (Пую). Будучи представителем Архиерейского Синода в Зап. Европе, неоднократно созывал совещания православных архиереев РПЦЗ. При Иоанне в епархии было восстановлено почитание западных святых, живших до разделения Церквей на католическую и православную. По благословению Иоанна было создано братство «Православное дело», в задачи которого входили распространение православного учения и православных основ жизни и оказание помощи православным учреждениям.

4 декабря 1962 г. в связи с болезнью Сан-Францисского и Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого; Ɨ 30 марта 1963) прибыл в Сан-Франциско, был назначен временно управляющим епархией. Возглавил работу по завершению строительства сан-францисского кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Активность Иоанна вызвала противодействие части приходского совета. 25 апр. 1963 г. Архиерейский Синод отозвал Иоанна с Сан-Францисской кафедры в Западную Европу. Многие прихожане после этого обратились в Синод с просьбой отменить это решение. Противники подали на Иоанна иск в суд Сан-Франциско с обвинениями в финансовых и административных нарушениях. Истцов поддержали и некоторые деятели в руководстве РПЦЗ, напротив протопр. Г. Граббе. В свою очередь в поддержку Иоанна выступили епископы РПЦЗ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович; впосл. архиепископ), Эдмонтонский Савва (Сарачевич) и Сиэтлский Нектарий (Концевич). Американский суд признал свою некомпетентность в церковных вопросах, проведенная по судебному решению финансовая проверка не выявила нарушений со стороны Иоанна. 14 августа 1963 г. Иоанн был окончательно утвержден Архиерейским Синодом на Сан-Францисской кафедре. Он призвал паству прекратить пагубную взаимную вражду. В ноябре 1964 г. сан-францисский собор — крупнейший русский храм на Американском континенте — был достроен.

Иоанн являлся одним из заместителей Предстоятеля РПЦЗ и рассматривался многими как возможный преемник митр. Анастасия (Грибановского). В мае 1964 г., после заявления митр. Анастасием о желании уйти на покой, Иоанн как старейший по епископской хиротонии являлся кандидатом на пост Первоиерарха РПЦЗ. На 2-м этапе выборов разница в голосах, отданных за Иоанна и за др. кандидата — Вашингтонского архиеп. Никона (Рклицкого), составила всего 1 голос. Чтобы избежать возможного раскола в Церкви, Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к архиеп. Никону и к Иоанну с предложением отозвать свои кандидатуры. Иоанн предложил Брисбенского еп. Филарета (Вознесенского; с 31 мая 1964 митрополит Нью-Йоркский и Первоиерарх РПЦЗ).

Много сил отдал Иоанн налаживанию церковной жизни в Сан-Францисской епархии. Он занимал простую келью в приюте во имя свт. Тихона Задонского, эвакуированном из Шанхая. Лично отвечал на приходившую ему многочисленную корреспонденцию. Регулярно посещал больных в госпиталях, организовывал сбор пожертвований для нуждающихся, а также в монастыри на Афоне и Св. земле. Продолжал уделять большое внимание духовному образованию, считая это делом «всей русской общественности». Настаивал на необходимости приобретения здания для рус. школы недалеко от кафедрального собора Сан-Франциско; считал, что отсутствие такой школы означало бы для следующего поколения «потерю своей национальности и веры отцов», без чего «опустеет через некоторое время собор, а малые церкви должны будут закрыться из-за отсутствия прихожан». Организовал богословские курсы, на которых преподавал литургику, старался ежедневно посещать церковную гимназию. В 1963 г. И. благословил создание братства прп. Германа Аляскинского.

Иоанн предчувствовал свою кончину. Скончался 2 июля 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Перед смертью отслужил Божественную литургию. На следующий день после кончины тело Иоанн  было доставлено в Сан-Франциско, в кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевание в соборе возглавил Предстоятель РПЦЗ митр. Филарет. В течение 6 дней пребывания в открытом гробу, несмотря на жару, не наблюдалось признаков разложения, не ощущалось запаха тления, почивший производил впечатление спящего. 7 июля гроб с телом Иоанна был помещен в усыпальницу собора.

Вопрос о его канонизации обсуждался в мае 1993 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ. Против канонизации выступил только архиепископ Антоний (Синкевич), а Первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) отметил, что «раньше тормозил прославление Архиепископа Иоанна, но теперь не хочет быть в оппозиции к прославлению, оставляя в стороне всё личное». 7 мая Собор постановил прославить святителя Иоанна (вместе со святителями Иннокентием Московским и Николаем Японским), приурочив прославление к празднованию в 1994 году юбилея 200-летия Православия в Америке. 13 мая решено было приурочить канонизацию ко дню преставления архиепископа Иоанна — 2 июля 1994[28].

2 июля 1994 года состоялись торжества Русской православной церкви заграницей по случаю причисления его к лику святых. Проповедь митрополита Виталия на прославлении архиепископа Иоанна содержала следующие слова:

Мы алчущие и жаждущие хотим насытиться правдой Божией у раки святителя Иоанна. Мы пришли к нему с глубоким чувством благодарности за то, что он за всех нас, немощных и слабых, сподобился войти в Царство Небесное. Мы всегда радуемся, когда кому-то удается вырваться из цепких когтей князя мира и сподобиться вечного блаженства. Наша благодарность святителю Иоанну также растворяется с чувством глубокого покаяния. Ты, отче Иоанне, наш святитель, вышел из нашей среды, знаешь нас и наше главное неутешное горе — Россия! Так помоги!

На Архиерейском Соборе Русской православной церкви 24-29 июня 2008 года был прославлен для общецерковного почитания.

9 января 2015 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в ответ на прошение Президиума Объединений Кадет Российских Кадетских Корпусов за Рубежом и решение годового собрания Нью-Йоркского объединения зарубежных кадет от 24 октября 2014 года «с радостью и удовлетворением» благословил провозглашение святителя Иоанна небесным покровителем русских зарубежных кадет.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.