google-site-verification: google21d08411ff346180.html Сретение Господне. Иконы. Иконография | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Сретение Господне. Иконы. Иконография

Февраль 13th 2010 -

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля
.

(Песнь Симеона Богоприимца)

Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22-39).

На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже — трех) голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

Дело в том, что у иудеев женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения: однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве Марии не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Она последовала установленному правилу.

Святое семейство в Иерусалимском храме встретил старец Симеон. По преданию,  он был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа.

По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7, 14) и усомнился в том,  возможно ли, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына. Симеон хотел исправить в книге слово «дева» на слово «молодая женщина». В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем — конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого состоял в подготовке к встрече с грядущим Мессией.

Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии : Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его на руки, покрытые пеленами, как принимают только Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую  рубашечку, не закрывающую ножки.

На многих иконах Сретения внутри здания можно увидеть красную завесу, которая напоминает об устройстве ветхозаветного иерусалимского храма. Она отделяла вход в Святая Святых.

В иконографии праздника можно выделить два варианта места действия: на одних иконах Сретение показано на фоне престола, на других — старец Симеон встречает святое семейство на пороге храма.

Более поздние иконы дополняются новыми деталями. Ярким примером служит икона Палехской школы 19 века. Традиционная сцена Сретения дополнена другими сюжетами, один из которых носит назидательный характер. Внизу иконы изображено грядущее спасение, которое ждет тех, кто принял христианство, и адские муки для тех, кто не признает Христа. В левом нижнем углу — Симеон за писанием пророчества, а в правом — ангел, указывающий на исполнение этого пророчества. Вверху слева ангел возвещает о страданиях, которые предстоит пережить Богородице. Композицию завершает образ Господа Саваофа, сидящего на херувимах.

Сретение  Мастерская Андрея Рублева Школа или худ. центр: Москва; 1408 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Сретение

Мастерская Андрея Рублева
Школа или худ. центр: Москва; 1408 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Иконографические различия находят в том, в чьих руках находится Богомладенец, основной вариант — в руках Симеона, и на которых Богородица напоминает образ из деисусного чина, но есть изводы, где Мария только подходит к храму с Младенцем на руках.

Сретение Господне. Критская школа, XV — XVI вв.

«Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо отпущения от Мене просит» (припев 9-й песни канона праздника). По существу, Сам Бог благодатно обнимает, в лице Симеона, все человечество — это мы находимся «в объятиях Отча». Как ребенку отрадно находиться в руках матери или отца, и он протягивает к ним свои слабые ручки, так и человеку немощному хочется быть в объятиях Божиих.

Св. Патриарх Гермоген, представляя Симеона Богоприимца, носящим Господа Иисуса, не может удержаться от восклицания, и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи — Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас» (Сретение. Великий вечер., 1 стихира на Господи воззвах).

Метки:

Комментариев к записи: 1 “Сретение Господне. Иконы. Иконография”


  1. Елена сказал:

    +++++Спаси Господи!