google-site-verification: google21d08411ff346180.html Иконография праздника Пятидесятницы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Иконография праздника Пятидесятницы

Май 1st 2019 -

«Гостеприимство Авраама». Мозаика равеннского храма Сан-Витале (1-я пол. VI в.).

«Гостеприимство Авраама». Мозаика равеннского храма Сан-Витале (1-я пол. VI в.).

О символизме Рублева, масонах и царственном Космосе

При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).

От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»

– Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?

– Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов.

«Гостеприимство Авраама». Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)

«Гостеприимство Авраама». Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)

От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев. Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период.

"Гостеприимство Авраама" - фреска в монастыре Откровения на острове Патмос

«Гостеприимство Авраама» — фреска в монастыре Откровения на острове Патмос

Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно.

  Троица Ветхозаветная. Андрей РублевТроица Ветхозаветная. Андрей Рублев

Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.

"Гостепреимство Авраама"

Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах.

Троица (Зырянская)

Троица (Зырянская)

Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша. Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.

– На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?

– Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки. За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием. Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши. Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.