google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери Взыскание Погибших | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери Взыскание Погибших

Февраль 18th 2010 -

Икона Взыскание Погибших.

Выкопана из земли с 2-х метров глубины по указанию Бога через Матушку. Ныне 1-ая икона находится в Храме г. Новомосковск

Мариенбургская икона «Взыскание погибших»

Мариенбургская икона «Взыскание погибших»

Икона «Взыскание погибших», -одна из самых почитаемых икон Мариенбургской Покровской церкви.

По рассказу настоятеля Покровской церкви протоиерея Анатолия (Павленко), что надпись на образе, свидетельствует, что образ этот был создан усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Самарской губернии игуменией Анатолией с сестрами в память чудесного избавления от гибели Императора Александра III с семьей при крушении поезда в 1888 году. То, что подаренная икона пребывала в Гатчине, это точно. Но в каком храме — неизвестно. Мы почти ничего не знаем об этом образе до его обретения в 50-е годы прошлого века.

Со слов многолетней помощницы о. Петра Белавского алтарницы храма Александры Ивановны Савиной († 2007 г.), икона была обретена следующим образом. Две женщины шли в храм через речушку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпонками. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». Образ этот они передали в находившийся поблизости Мариенбургский храм. Можно определенно сказать, что икона была обретена уже во время настоятельства протоиерея Петра Белавского, где-то в конце 50-х годов. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей, какой-то ювелир сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей, тонкой работы.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконами ея «Взыскание погибших» и «Всех Скорбящих Радосте»

Молитва Божией Матери перед иконою «Взыскание погибших» или «Избавление от бед страждущих»

Икона всегда почиталась прихожанами. Накануне дня празднования иконе «Взыскание погибших» всегда в Покровском храме служилось Всенощное бдение».

Особое почитание образа началось с 1994 года при настоятеле иеромонахе Никите (Маркове). 17 февраля, во время Всенощной накануне дня празднования иконе, женщина, которая постоянно стояла перед ней, заметила выступившие на образе маслянистые капельки без запаха. Об этом сообщили отцу Никите. Он отнесся к этому осторожно и здравомысленно, но после продолжительного мироточения доложил Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву).

Владыка назначил компетентную комиссию, которая засвидетельствовала мироточение иконы.

Мироточение образа «Взыскание погибших» повторялось потом два раза уже в настоятельство о. Анатолия Павленко. Оно не было обильным: на образе выступало несколько капель, образуя подтеки. Люди приезжают в Покровский храм из Санкт-Петербурга, из других мест поклониться святыне. На празднование иконе «Взыскание погибших» каждый год приезжает очень много людей, желающих помолиться перед образом, приезжают целыми автобусами. Этот день стал как бы вторым престольным праздником храма…

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» Звонарская. Нач. 20 века.

По свидетельству о. Анатолия, несколько лет назад после воскресной службы к нему подошла одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородице перед Ее образом «Взыскание погибших». Батюшка стал расспрашивать подробнее о причине такой просьбы. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, один известный настоятелю священник, человек высокой духовной жизни. Оказывается, у нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке. Сын тоже стал военным, пограничником. И вот от сына перестают приходить письма… В это время она с мужем разводится, переезжает в Питер. Здесь, в Санкт-Петербурге, приходит к вере, воцерковляется. Стала работать уборщицей в Александро-Невской Лавре. Прошло уже одиннадцать лет, как от сына не было вестей… Были отслужены молебны перед иконой два воскресенья подряд. А на третье, подходя к Кресту, она говорит: «У меня такая радость — сын приехал!» Оказывается, попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал два года в госпитале. Когда вышел из госпиталя, приехал домой — на старом месте ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. Одиннадцать лет они с сыном ничего не знали друг о друге. А тут после второго молебна — звонок в дверь, открывает — сын на пороге!

Приснопамятный отец Николай Гурьянов многих, приходивших к нему за советом и помощью, направлял в Мариенбург служить молебен перед иконой «Взыскание погибших».

Икона Божией Матери  «Взыскание погибших» Конец XIX века. Богоявленский кафедральный собор

Икона Божией Матери  «Взыскание погибших» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом — весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию.

Иконография

Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а он прижался к Ее щеке и держится рукой за шею. Его ноги свободно видны из под облачения.

Первая московская святыня
Почитаемый образ «Взыскание погибших» находится в Москве, в храме Воскресения Словущего

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Икона «Взыскание погибших» была найдена разрубленной на три части. Образ Богородицы страдал вместе с народом, и поэтому был ещё более почитаем. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Впоследствии она была реставрирована.

На иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Богородица изображена сидящей. Младенец Христос стоит на Её колене, левой щекой припадая к щеке Матери, ручками охватывает Её шею. Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты. На полях иконы изображены святые — небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Никола, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина.

К чудотворной иконе «Взыскание погибших» обращаются люди, с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях. Невесты молятся, чтобы брак был благодатным, а матери — о погибающих детях.

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресную церковь , что стояла на Малой Бронной— туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях, была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Из воспоминаний О. Подобедовой:

... празднование делилось так: начиналось в Палашовском пер. у “большой”, первой, а потом, на следующий день, иерархи служили у нас, в Звонарях, а потом опять в Палашах. Праздник заканчивался у нас.

... Храм закрыли в конце весны 1934 года. Иконы вынесли во двор и с части из них смывали золото. Икону “Взыскание погибших” сначала перенесли в церковь прп. Сергия, что в Пушкарях. Там ещё продолжали служить акафисты Божией Матери, там наша икона “Взыскание погибших ” была в почёте. Но церковь прп. Сергия в Пушкарях тоже закрыли при страшных обстоятельствах: расстреляли её настоятеля, о. Николая Толгского, удивительного проповедника, замечательно красиво служившего, и внешне красавца, и внутренне горящего человека. После него остался брат о. Александр Толгский, который перевёл весь приход, певчих, чтецов и часть алтарников в храм Илии Обыденного. А иконы отнесли в храм Адриана и Наталии.

... А я взяла утром чистую скатерть, пошла в храм Адриана и Наталии и узнала от сторожа, что все иконы снесены на чердак. Я вошла на чердак и, буквально, от моих ног и до конца, до окна, лежали на полу, плашмя, штабелями иконы. Но у окна стояла только одна наша икона Божией Матери. Какими-то судьбами между этими иконами я пробралась, завернула её и увезла.

Икону «Взыскание погибших» собирались отдать в один из Московских храмов, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. Пюхтицкий монастырь получил подворье в Москве в Звонарском переулке, она снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

Метки:

Комментарии закрыты.