google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Октябрь 28th 2011 -

Примечание
1. Спорить кому, чему чем (от пора) – помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок. См.: Владимир Даль. Толковый Словарь живого Великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296.
2. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2007. (Переизд: 1912). С. 329.
3. Там же. С. 325.
4. Болховский Богородично-Всесвятский монастырь был основан в 1853 году, как женская община, тульской помещицей Софьей Иосифовной Трубицыной (впоследствии иг. София). В 1856 г. община была принята в духовное ведомство с представлением в ее пользование Всесвятской кладбищенской церкви. В 1875 г. община была переименована в общежительный монастырь.
5. В «Списке настоятельниц женских монастырей и общин» за 1889 г. сообщается, что игумения Илария, 63 лет, из дворян. В монастырь поступила 19 августа 1859 года, в монашество пострижена 13 июля 1875 года. До пострижения была смотрительницей в монастырской рукодельной. В настоятельской должности состоит с 24 июня 1885 года. См.: Список настоятельниц женских монастырей и общин. СПб., 1889.
6. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 39. Ед. хр. 4. Л. 120–120 об.
7. Там же. Л. 101.
8. Щенникова Л.А. Прославленные иконы Пресвятой Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Искусство христианского мира: Сб. ст. Вып. 1. М., 1996. С. 120.
9. Екатерина (Филиппова), мон. Амвросий. Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 135–137.
10. См., например: Духовные светочи России. М., 1999 и др.
11. Толмачев А.Л. Отец Даниил (Болотов) – оптинский иконописец и портретист / 2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 211. В этой же статье отмечены основные художественные приемы о. Даниила как профессионального портретиста и иконописца, а также приведены свидетельства современников о его работах.
12. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 (Репр.: 1900). Ч. II. С. 103–104.
13. НИОР РГБ. Ф. 213. К. 39. Ед. хр. 4. Л. 122–123.
14. <Б.а > Спорительница хлебов //Душеполезное чтение. 1892. № 1. С.101–116.
15. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. С. 209.
16. Участие Перлова в этом деле не было случайным. Искренний ученик преподобного Амвросия, он по завещанию старца поддерживал Шамординскую обитель.
17. РГИА. Ф. 797. Д. 66. Ед. хр. 143. Отд. III. 3 ст. Л. 1–6.
18. Павел Флоренский. Иконостас. М.: Искусство. 1994. С. 171.
19. По материалам статей Ирины Арефьевой, представленных на сайтах Литовской епархии: www.МИЛОСЕРДИЕ.RU.Кляштор.
20.  Храм принадлежит христианской общине мирян, с удивительной исторической судьбой. Возникшая в 20-х годах прошлого века, община существует и в наши дни, являя собой пример истинного христианского отношения к жизни и труду. «Немонашеской обителью наших дней» назвал Михновскую общину Владыка Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский и всея Белоруссии (1941—1944 гг.), посетив ее летом 1936 года. Община сформировалась в старинном имении дворян Корецких, вокруг их домовой церкви «Всех скорбящих Радость», построенной в 1915—1917 годах. После кончины главы семьи Николая Осиповича Корецкого (1841—1912), его вдова Анастасия Дементьевна вместе со своими детьми: Марией, Варварой и Анастасией, посетила Оптину Пустынь. Старец Нектарий благословил строительство храма на погосте над семейной усыпальницей, что и было сделано Анастасией Дементьевной к лету 1915 года. Тогда же ею была заказана у инокинь Шамординского монастыря и икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы. Именно эта икона и находится в киоте слева от иконостаса, являясь украшением Скорбященского храма. В феврале 1921 года имение Корецких впервые посещает протоиерей о. Понтий (Рупышев), приглашенный Анастасией Дементьевной для духовного окормления трех своих дочерей, и на долгие годы становится духовным руководителем общины. О. Понтий, духовное чадо Св. праведного Иоанна Кронштадтского, до революции служил священником минной дивизии Балтийского флота. Мудрое духовное руководство о. Понтия (†1939) позволило устоять общине в сложных политических условиях в разные годы: когда с марта 1922 года Виленский край вошел в состав Польши, затем, в СССР, да и во время войны в этих краях сталкивались разные политические интересы. В послевоенные годы ликвидировать общину пыталась и советская власть. Но община устояла и лишь с 1990 года, с момента обретения Литвой независимости, Михновская сельскохозяйственная христианская община обрела юридические права.
21. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 (репринт: 1900).
22. Павел Флоренский. Иконостас. М., Искусство. 1994. С. 83.
23. Природные стихии – это вода, воздух, земля и огонь.
24. Интересно, что в раннем христианстве облако было синонимом пророка, поскольку пророк — это сеятель божественной истины, обеспечивающий появление всходов и плодоношение.
25. В мировой культуре сноп – символ плодородия и земледелия; в культуре славян – символ единства.
26. В объяснении богословского смысла образа была использована проповедь насельника Оптиной Пустыни.
27. См.: Душеполезное чтение. 1891. № 11–12, а также Московские ведомости. № 295.

www.optina.ru

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.