google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» (видео)

Октябрь 28th 2011 -

Промыслом Божиим в келье старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни в 1999 году появился живописный список с ранних икон Божией Матери «Спорительница хлебов». Эту икону передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски:

«Радуйся Благодатная Господь

С тобою Подаждь и намъ

недостойнымъ Росу Благодати

Твоея и Яви Милосердие Твое».

Празднование 15го. Октября».

Еще ниже:

«Образъ. Сей. Старца

Оптиной Пустыни.

Иеросхимонаха. Амвросия.»

Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.

Представленный ряд икон, разных по времени написания, относится к иконографическому типу Молящаяся, по-греч. Оранта. Богословски он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.

Почитая Царицу Небесную, мы исповедуем и дивное Ее заступление роду человеческому, явленное чрез Ее святые образы. Матерь Божия – «всех стихий земных и небесных освящение». Действительно, некоторые Ее образы связаны с природными стихиями23: «Неопалимая Купина» – с огнем, «Живоносный Источник» – с водой. Прозрением старца Амвросия в эту чреду встала и «Спорительница хлебов», связанная, на наш взгляд, не с одной, а с двумя природными стихиями: землей и водой. Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке – символе небесных вод и, соответственно, плодородия24. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы 25.

• На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных. Старец Амвросий, дав этому образу наименование «Спорительница хлебов», этим подчеркнул, что Матерь Божия – Помощница людям в трудах их по снисканию хлеба насущного. В Акафисте во многих строках это поется, напр.:

Икос 2: «... Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы».

Или:

Икос 9: «......Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и низпосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных».

И, наконец:

Кондак 12: « ... Мати Божия, и егда изыдет сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуия».

Снискание хлеба насущного, в котором Божия Матерь Помощница, Заступница, Питательница и Домостроительница – толкование простейшее. Существует и глубинный смысл образа Божией Матери «Спорительница хлебов», который выражен его названием.

• Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25)», потому что «всего этого ищут люди мира сего (Лк. 12, 30)», а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33)». Очевидно, что Господь не противоречит Сам Себе.

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 33)», и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35)». «Хлеб наш» – тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» – нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. И в Акафисте, Матерь Божия и прославляется как «... брашно негиблющее алчущим правды», и как «... питие неисчерпаемое жаждущим жизни. Икос 12». И здесь надо понимать правду как истину во Христе, Спасителе, а жизнь как Жизнь Вечную.

Вспомним, как после Своего Воскресения Господь был узнан учениками в Эммаусе только после того, как Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24, 30)», напомнив тем самым о Тайной вечере, т.е. «дне рождения» Евхаристии. И по сей день, принимая Причастие, мы, не участвовавшие в Тайной вечере, узнаем Господа в преломлении хлеба. И только ради святой литургии земля дает плод свой, тот хлеб, который Духом Святым претворяется в Истинное Тело Христово. И это есть момент наивысшей любви Сына Божия к нам, отдающего Себя на каждой литургии на заклание за нас, ради наших грехов и немощей. И потому, участвуя в Таинстве Евхаристии, мы идем по пути спасения, к Жизни Вечной.

Ценим ли мы это блаженство, это неоценимое сокровище – Божественную литургию, на которой совершается величайшее Таинство Жертвы Христовой? «Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной святой литургии», писал Св. Иоанн Кронштадтский.

• Господь – наш «хлеб насущный». Но Господь и воплотившееся Слово! В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1,1)». И далее: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; (Ин. 1,14)». Господь, обращаясь к нам, говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; (Ин. 14,6)». Познать же истинное Слово можно только через Евангелие – благовестие, в котором содержится спасительное учение Христа. Но для того, чтобы открылась для нас добрая сокровищница Господня, нужно, чтобы в нас самих создалось доброе сокровище сердца (Лк. 6,45), способное и достойное получить от доброй сокровищницы, т.е. Слово Божие может укорениться только в сердце человека, у которого почва – душа – добрая и глубокая, где корни не засохнут. Только такая почва приносит достойные плоды. Воля же Божия в том, чтобы мы были плодоносящими, т.е. имели мир и радость о Святом Духе и Царствии Небесном.

И Матерь Божия, «тела здравие и души спасение. Икос 3», Спорительница наших плодов и на ниве духовной «житие наше ко спасению устрояющая. Икос 12».

Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви – Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

• И необходимо отметить еще одно – на иконе Божия Матерь, «яко солнце светозарное, Кондак 8» восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе».

Значит, жатва зреет, и Божия Матерь, как ранее «содействовала схождению на землю Спасителя мира», Боговоплощению, так и в этом образе восходит «над созревающей нивою, предшествуя приходу Господина с жателями. Кондак 8». В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. ( Мк. 4, 29)». Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные – в вечную муку.

• Царица Небесная превознесена над хлебным полем, словно на кресте любви, простирая Свои руки ко Господу. Что же это за крест, изображенный благодатным покровом Ее рук?

Все мы усыновлены Господом Его Матери у Креста Его. Она имеет великое дерзновение к Сыну Своему, не только по родству плоти, но по освящению Духом Любви. Матерь Божия, избранная от всего человечества, носительница любви, сподобилась наибольшей чести воспринять в Себя Любовь Небесную. Нам же невозможно войти в любовь Божию без молитв Божией Матери, Которая непрестанно молится, чтобы и усыновленные Ее чада обрели эту любовь, стали питаться Хлебом Небесным и были спасены. Ибо по словам Святого Евангелия: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54)».

Припев Акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы ее «Спорительница хлебов», написанный старцем Амвросием, выражает упование на всесильную молитву Богоматери к Господу, веру в Ее заступничество и надежду на Ее милосердие26.

Великим утешением шамординским сестрам была оставленная старцем икона Божией Матери «Спорительница хлебов». Так в статье Е.Поселянина27 читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе «Спорительница хлебов» его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил, как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах. < ... > И, что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону «Спорительница хлебов» < ... > не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

Эта безграничная любовь великого старца и икона, оставленная им, есть благословение и нам, пришедшим на землю позже...

Оптина Пустынь, разрушенная и разоренная, была передана Русской Православной Церкви в 1987 году. Первую божественную литургию в обители отслужили 3 июня 1988 года. Монастырь стал восстанавливаться, возрождая духовные традиции старчества. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года был причислен к лику святых старец Амвросий, первым из собора оптинских старцев.

А в ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 15/28 октября. Но поскольку это произошло в конце 1993 года, день празднования иконы внесен в церковные календари, начиная с 1995 года.

До настоящего времени не утверждена служба образу Божией Матери «Спорительница хлебов». Однако в храмах, посвященных этому образу, от избытка сердца глаголют людские уста. Нам встретилось несколько вариантов службы. Сейчас для внесения в отдельный богослужебный Оптинский том, включающий службы оптинским старцам, издательским советом Патриархии рассматривается служба иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», составленная в Оптиной Пустыни.

Метки: ,

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.