google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Октябрь 28th 2011 -

Сразу после кончины старца Амвросия в православной периодической печати появились многочисленные публикации о нем; читатели присылали письма, воспоминания, изречения старца и стихи, ему посвященные. Все эти материалы вызывали живейший интерес у читателей. Именно в это время, через несколько месяцев после кончины старца Амвросия, в журнале «Душеполезное чтение» появилась статья и об иконе «Спорительница хлебов»14, которая стала единственной известной нам публикацией об образе в дореволюционной печати.

Как пишет о.Ераст (Вытропский), сведения об иконе, «напечатанные в журналах и газетах, обратили на себя внимание консистории, и она нашла, что иконе придано, по-видимому, значение явленной, или чудотворной, а потому она предписала: представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено в 1892 году. Об этой иконе распространялись сведения, будто она неизвестно как появилась в келье о.Амвросия. Но в Оптиной Пустыни это было известно»15.

Известно и нам, из архивных документов. Но икону, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы, по указу Святейшего Синода все-таки унесли из Шамординской обители.

Отвечая на многочисленные запросы верующих, собранные и обобщенные монастырем сведения по истории иконы в 1894 году были направлены в редакцию «Церковных ведомостей». Однако статья «Сведения об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» не была опубликована.

В письме от 27 июля 1894 г., присланном из редакции в Оптину Пустынь, говорилось: «...присланная Вами статья «Сведения об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» по докладе господину обер-прокурору Святейшего Синода, Его Высокопревосходительством признана неудобною к напечатанию в виду определения Святейшего Синода от 20 мая–3 июня 1892 года за № 1217, коим отклонена просьба московского купца Перлова16 о разрешении отпечатать изображение Божией Матери под названием «Спорительница хлебов». В означенном определении отказ объяснен опасением, что «распространение такого изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки»17.

З апрещение Святейшего Синода почитать прославленную старцем Амвросием икону было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия.

Однако время опровергло это определение Святейшего Синода. Вопреки запрещению Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа продолжали делаться как живописные списки, так и литографии.

Этому образу в 1917 году посвятил одно из своих стихотворений цикла «Песни смутного времени» известный поэт Вячеслав Иванов:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!

Нам ничего неизвестно о судьбе той иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые м олитвы. Однако, в современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо, в котором он указывает на то, что эта икона находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом18.

Так ли это? Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов»19. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия; как несомненно и другое – благословение старца Нектария милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма20.

Иконография и богословский смысл иконы

Уже более века существует этот благословенный образ Божией Матери. Нетрудно заметить, что нет единой иконографии, но на каждой иконе у Богоматери без Богомладенца, сидящей на облаке, одинаково воздеты в молении руки над полем, питающим нас хлебом жизни, и поле это, разное, – такое, каким видит его иконописец.

С течением времени иконография иконы претерпевала некоторые изменения. Икона, которая находилась в келье старца Амвросия, опубликована в его жизнеописании, составленном о.Агапитом (Беловидовым)21 и вышедшем в 1900 году.

Одна из наиболее ранних икон хранится в музее Древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева. Вероятно, эти ранние образы имел ввиду о.Павел Флоренский, когда в своей работе «Иконостас» говорил о том, что икона написана «художником, проникнутым натуралистическими навыками кисти <...> в полном противоречии со всем строем современной церковной интеллигентности, в противоречии с Синодом...»22. Этих «натуралистических навыков кисти» уже нет в широко распространенных литографированных иконах конца XIX – начала XX века.

На современных же иконах Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

В иконостасе Амросиевского храма в возрождающейся ныне Шамординской обители расположен образ Божией Матери «Спорительница хлебов» совсем иной иконографии. Возможно, современный иконописец приоткрыл нам грядущую судьбу Церкви Христовой на земле, приготовление к литургии последних времен?

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.