Срез результативности занятий реабилитолога Алчевской духовной лечебницы с подопечным мальчиком Мишей, 4 года

Февраль 6th 2015 -

Миша

DS: задержка психо-речевого развития

На октябрь 2014 года: ребенок не повторяет за взрослыми звуков. Обращается к окружающими с помощью жестов. Трудности при контакте с глазу на глаз. Внимание неустойчивое, с быстрым переключением. Сложности координации движений (в частности — не ловит мяч), хождение на цыпочках, пятках, внутренней поверхности стопы — наружной.

Самостоятельно ест, усвоил определенные навыки самообслуживания. Одевается с помощью взрослого. В сухом бассейне не может найти шарик заданного цвета, не может подать 2 шарика по просьбе ( берет один, не того цвета)

На занятиях использовались методики на развитие координации:

Выполнение статических и динамических упражнений

Цель: развить функции вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет ЦНС

Процедура: Статические упражнения — приседания на носках, сохранение равновесия стоя на одной ноге и т. д. Динамические упражнения – ходьба по «крокодилу» , бег с остановками и изменением направления по команде. Эстафета с переносом кубиков из обруча в коробку.

Рекомендации:

1.​ Одна игра должна длиться не больше 5-7 минут.

2.​ Приступая к игре, покажите ребенку, как необходимо играть (откуда брать мячик, куда его класть, как проходить «полосу препятствий»).

3.​ Все игровые активные упражнения выполняйте под веселую детскую музыку. В играх желательно использовать одну и ту же песенку, чтобы ребенок учился дифференцировать время для игр от других развивающих заданий.

4.​ Сопровождайте ребенка в игре: шаг за шагом выполняйте задание вместе.

5.​ Всякий раз заканчивайте занятие, если видите, что ребенок устал.

Миша

На развитие зрительного восприятия:

Процедура: разбросать три знакомых предмета по комнате.

Встать с ребенком там, где он может видеть все три предмета. Показать ему предмет идентичный одному из тех, которые разбросаны по комнате. Если ребенок не может определить, где этот предмет, обратите его внимание на то место, где он лежит. Если ребенок все еще испытывает затруднения, покажите ему этот предмет (где именно он лежит), либо возьмите ребенка за руку, подведите к предмету и попросите его взять. Возьмите оба предмета (два ботинка) и положите в коробку. Обязательно похвалите ребенка. Повторяйте процедуру, пока все пары предметов не будут в коробке.

На развитие мелкой и крупной маторики:

Цель: Достичь более сознательного восприятия собственного тела и отношения к окружению. Развитие произвольного контроля и регуляции за собственными движениями и поведением в целом.

Процедура: «Прыжки и мячики». Разложить 2–3 небольших обруча, формируя «дорожку», высыпать шарики или небольшие предметы. Задание — прыгнуть в каждый обруч из «дорожки», взять мячик, вернуться обратно. Для «обратной дороги» тоже можно разложить обручи.

Результат занятий на 1 февраля 2015 года: Мальчик самостоятельно на контакт не идет, но соглашается взаимодействовать со взрослым, допускает его в свою игру, участвует в игре, организованной взрослым.  Говорит 2х слоговые слова (словарный запас 10 слов). Цвета узнает по подобию (если показать образец). Продолжаем работу на развитие координации, зрительного восприятия, мелкой и крупной моторики. Вырабатываем навыки реагирования на слова «дай» — «на» с произнесением слов, и благодарность «спасибо», в конце.

Дальнейшая программа занятий реабилитолога:

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Цель: научить ребенка двигаться в заданном направлении, выполнять команды

Процедура: Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Цель: Тренировать мышцы, развивать смелость, учить цвета.

Процедура: «Прыжки на мат». Из инвентаря понадобится мат и стульчик. Задание — переносить мячики в корзинку, прыгая со стула на мат (мяч брать заданного цвета). Важно, чтобы это задание ребенок выполнял только вместе со взрослым.

Мелкая моторика

Цель: Развитие тонкой моторики рук, которая напрямую влияет на развитие речи.

Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Процедура: Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

поглаживание: совершается в разных направлениях.

растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев

массаж с помощью специального мячика или ежика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

Крупная моторика, выполнение динамических упражнений

Цель: Достичь более сознательного восприятия собственного тела и отношения к окружению. Развитие произвольного контроля и регуляции за собственными движениями и поведением в целом.

Процедура: «Перенеси мячик + скакалка».В игре используется скакалка (гимнастическая палка). Приготовление: разложить скакалку (одну или две) в виде лабиринта. В одной стороне от скакалки высыпать мячики, в другую поставить пустую корзину.

Задание: начиная путь со стороны, где стоит пустая корзинка, пройти по лабиринту (желательно без обуви), взять мячик в конце лабиринта, вернуться с мячиком, положить его в корзинку и начать свой путь сначала.

Самообслуживание

Цель: Этот блок содержит упражнения, которые помогут приобрести навыки, с помощью которых ребенок будет менее зависим от помощи других лиц. Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность являются:
— прием пищи;
— пользование туалетом;
— уход за телом;
— одевание и раздевание.

Процедура: ребенок самостоятельно разувается и залазит в сухой бассейн, после занятия самостоятельно покидает его и обувается. Перед выполнением подвижных игр самостоятельно снимает лишнюю теплую одежду. На специальном кубике тренажере расстегивает и застегивает пуговицы, молнию, карабин, завязывает шнурки.

Елена Косенко, реабилитолог-волонтёр Алчевской духовной лечебницы.

Оставьте комментарий!