google-site-verification: google21d08411ff346180.html Тезисы врача психиатра Духовной лечебницы – Крамаренко Елены | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Тезисы врача психиатра Духовной лечебницы – Крамаренко Елены

Апрель 28th 2012 -

Психиатрия и психотерапия — это науки, вышедшие из лона Церкви. Они развивались в  душевных лечебницах, а не психиатрических больницах и  находились при самых крупных монастырях и храмах. Там проходило комплексное лечение -  духовное, душевное и медицинское. Когда Церковь была запрещена, психиатрия отделилась в самостоятельное медицинское направление, как наука, но, к сожалению, без церковного осмысления.  Жизнь и здоровье человека — Божий дар, поэтому наша задача беречь этот дар, именно такой подход осуществляется в Духовной лечебнице «Прибавление ума».

В настоящее время проблема развития психотерапевтической помощи населению является чрезвычайно актуальной. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения в мире неизменно существует около 1% больных тяжёлыми формами  психических заболеваний. Это то, что приходится на долю тяжелой психиатрии – шизофрения, различные виды олигофрении и т.п. Этот процент одинаков во всех странах, и он остается постоянным на протяжении последних многих десятков лет. К этому нужно добавить, так называемую легкую психиатрию. В сумме с тяжелой, по неофициальным данным, это около 6% населения Земного шара. С каждым годом растет число людей, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами. Это грань между психической нормой и патологией, при которой человек формально считается нормальным, но испытывает постоянные трудности в психологической адаптации в обществе и часто чувствует себя очень некомфортно. По неофициальным данным это около 20% людей на Земле. Количество больных непсихотическими расстройствами в Украине составляет 63,5% от всех больных, состоящих на учете и получающих помощь у психиатров. Со всей уверенностью можно сказать, что большое количество больных с пограничными состояниями находится вне поля зрения психиатров и психотерапевтов. Год от года растет количество больных с депрессивными состояниями невротического круга, и наблюдается процентное увеличение детей, состоящих на учёте у невропатолога и нуждающихся в консультации и сопровождении психиатра.

У большинства детей, получающих комплексную помощь в Духовной лечебнице, обнаруживаются поведенческие проблемы, у многих из них — импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания. К наиболее распространенным расстройствам детей, обращающихся за помощью в Духовную лечебницу, относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы).  Дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь. Выделим некоторые проблемы, требующие врачебного сопровождения, а в условиях работы Духовной лечебницы, эти проблемы решаются в комплексном врачебно-психолого-педагогическом подходе, с участием семьи в целительных Таинствах Церкви.

Аутизм. Выделяют несколько видов аутизма:

синдром Аспергера — психопатия с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;

синдром Каннера, или ранний детский аутизм (РДА) как качественное нарушение социального взаимодействия, общения и стереотипное поведение;

психогенный аутизм — реакция на серьезные эмоциональные потрясения, разочарование, отчаяние в раннем детстве;

псевдоаутизм как результат тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.

Индивидуальные проявления аутизма охватывают широкий спектр, от  тяжёлых нарушений, при которых, дети не разговаривают, имеют нарушения умственного развития и почти непрерывные двигательные стереотипии (покачивание, характерные движения рук) — до состояния социально активных высокофункционирующих аутистов, расстройство которых проявляется в странностях при общении, эмоциональной однотипности и т.п.

Задержка психического развития. Задержка психического развития проявляется более поздним, по сравнению со сверстниками, появлением речи, сюжетных игр, трудностями в овладении чтением, запоминании стихов и песен, отсутствии интереса к книгам, конструкторам, настольным играм, манкированием подготовительных занятий к школе. Встречается неравномерное развитие интеллекта. При этом ребенок преуспевает в одной, но отстает в какой-либо иной области. Дети с задержками психического развития или с неравномерным развитием интеллекта часто становятся чрезмерно обидчивыми, конфликтными, порой агрессивными, или замыкаются в себе, стараются избегать контактов с другими детьми. Комплексная помощь, оказываемая в Духовной лечебнице, значительно улучшает состояние этих детей и их семей.

Задержки и неравномерное психическое развитие являются пограничными с умственной отсталостью состояниями.  Кратковременные преходящие невротические расстройства называют невротическими реакциями. Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация не рациональна. Можно смело утверждать, что на свете нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, попав в трудную ситуацию, не давал невротических реакций. Если невротические реакции становятся привычным способом реагирования, начинают определять поведение человека, тогда уже можно говорить о возникновении у него невротического состояния, то есть собственно невроза. Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: причины, начало, определенную динамику, исход. Нередко неврозы приобретают хроническое течение и длятся годами. В этих случаях становление личности невротика идет в неблагоприятных условиях, происходит невротическое развитие личности. Родителям очень важно не допускать этого. Поэтому они должны знать, что приводит к неврозам, уметь предупреждать их, выявлять и правильно квалифицировать их первые проявления. В то же время, при разных неврозах симптоматика может быть почти одинаковой. А лечение при этом требуется разное. Вот почему при лечении неврозов особое значение приобретает не симптоматический (борьба с симптомом), а этиологический (выявление и устранение причины) подход. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине именно симптомов расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить на их купирование. Мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов и закономерностях их развития.

Гиперкинетический синдром — диагноз, который довольно часто встречается сейчас, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Он проявляется рано, обычно в первые 5 лет жизни ребенка. При этом ребенок отличается повышенной активностью, но редко доводит до конца начатое дело. Ему трудно прилагать усилия для достижения цели. В связи с этим у него отмечается тенденция частых переходов от одного занятия к другому. С возрастом такие дети становятся более организованными, однако в школе, как правило, испытывают серьезные трудности. Их импульсивность, непоседливость нередко приводят к тому, что дети совершают необдуманные поступки, в связи с чем, слывут злостными нарушителями дисциплины. С ними чаще, чем с другими детьми, происходят неприятные случаи.  Дети с подобными нарушениями требуют особого подхода, а родители подчас не понимают, что отклонения в поведении ребенка обусловлены болезненными нарушениями. Дети не оправдывают надежд родителей, доставляют им много хлопот. Это ухудшает их взаимоотношения, что усугубляет ситуацию. Возникает своеобразный порочный круг. В подобных случаях, мы проводим регулярные беседы с родителями, тематическое психоконсультирование.

Семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, сталкивается с тем, что наряду с реабилитационными мероприятиями, традиционно позитивные семейные ценности трудно реализуемы, в невоцерковлённой семье, что, опять-таки, создаёт внутрисемейное конфликтное напряжение, и неблагоприятные условия для реабилитации психического состояния ребёнка. Преодоление подобных ограничений зарубежные авторы называют инсталляцией надежды. Учитывая всё вышесказанное, задачами комплексного подхода в оказании помощи детям, посещающим Духовную лечебницу,  являются:

  • Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка, помощь в преодолении внутрисемейных конфликтов. Духовно-просветительская поддержка семьи.
  • Устранение патологического чувства вины, упреков со стороны членов семьи друг к другу, развитие внимания к эмоциональной жизни каждого члена семьи.
  • Развитие детско-родительских отношений в семье, консультирование  родителей по поводу того, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса усиления ресурсной помощи.
  • Помощь родителям в перераспределении нагрузки по уходу за ребенком и его воспитанием.
  • Консультирование  родителей по возникающим вопросам и затруднениям.

Рекомендации врача, по интернет материалам, в помощь родителю:

Некоторые рекомендации в работе с аутичными детьми.

  • На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
  • Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
  • Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
  • Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться, пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.
  • Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному участию в игре.
  • Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  • Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
  • Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты: например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
  • Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка», даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
  • Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого, Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки,
  • Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания, организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
  • Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Так, он стучит по стеклу со всей силой, над огоньком свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь его от подобных экспериментов очень трудно. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на его любимую спокойную игру.

Что важно донести до ребенка:

  • Я принимаю тебя безусловно…
  • Я принимаю тебя таким, каким ты есть.
  • Я тебя люблю не за…(то, что ты добрый, умный…)
  • Я люблю в тебе…(доброту, искренность…)
  • Нет непоправимых ошибок есть опыт.
  • Не стыдно не знать. Стыдно не пытаться узнать.

Что важно помнить родителям:

  • Следует выражать неудовольствие отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом. Не вешайте ярлыков — «он у нас лучший» или «ты — дурак».
  • Систематическое неудовольствие действиями ребенка – неприятие его.
  • Негативное поведение – способ привлечения внимания взрослых.
  • Следует принимать  все чувства ребенка, какие бы они не были. Можно осуждать действия. Учите своего ребенка различать и выражать свои чувства.
  • Когда Вы  говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе и о своем переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, мне стыдно от взглядов соседей…)
  • Чтобы избежать лишних проблем, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень «родительских амбиций»)
  • Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Позволяйте ему чувствовать ответственность за свои дела.
  • Внушайте ребенку уверенность в своих силах, признавайте его успехи, акцентируйте внимание на удовольствии от успешной учебной деятельности, возможности применить новые знания.

10 «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.

Что греха таить, даже самые терпеливые родители время от времени в «расстроенных чувствах» все же пользуются недозволенными мерами, но нередко к ним прибегают просто по незнанию.

Давайте запомним недозволенные в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь «Не убий!».

Не унижай ребенка!

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.

Не угрожай!

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя...» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.

Не вымогай обещаний!

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.

Не опекай излишне!

Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».

Не требуй немедленного повиновения!

Представьте, что муж говорит вам: «Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.

Не потакай ребенку!

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.

Будь последователен!

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу — «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!

Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен — это плохо сказывается на развитии его самосознания.

Не морализируй и не говори слишком много!

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали... Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?» Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я... я тебе все объясню!».

Не лишай ребенка права оставаться ребенком!

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь — как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому — это необратимый закон благодарности.
  4. Не думай, что ребенок твой — он Божий.
  5. Не относись к его проблемам свысока.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
  8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Оставьте комментарий!