google-site-verification: google21d08411ff346180.html Музыкальная терапия | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Музыкальная терапия

Март 11th 2013 -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

психолог-педагог по музтерапии  в лечебнице,
Стеблина Марина Анатольевна.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии.

Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности [1]. Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной  педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Цели и задачи музтерапии

В программе определены цель, задачи, структура и содержание занятий музыкотерапии для различных категорий детей. В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей.  Поэтому, на групповых занятиях музыкотерапией мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Программа рассчитана на 1 год, но некоторые дети могут посещать группы по 3–4 года, т.к. для них музыка оказывается сверхценным интересом и единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром.

За время работы   сформировались постоянные музыкотерапевтические группы, в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией. Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходил этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения — этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Комментариев к записи: 4 “Музыкальная терапия”


  1. Владимир Синкевич сказал:

    странный текст с приоритетом западного начала.

    Хотя первый библиографический указатель вышел во Франции в 1816г, основные теоретические и экспериментальные первые работы были исполнены Тархановым, Догелевым 80-е гг в СПб 19 века. в начале 20 века Бехтеревым и многими иными в 20-30 гг т.е. развитие чисто отечественное в 1990г состалвяя библиография. по музыкальной терапии она уже была более 600 наименований и преимущественно отечественных инноваций.

    вовлеченность пациента в действие практиковалось всегда в музыкальной терапии6 в танце, в движении, в мелкомоторной различной простой работе с обязательной нагрузкой иных анализаторов от природы: света, цвета, запаха ( все это есть в истории медицины, но более подробной). Из современных веяний, см.например, работы по овладению пациэнтами музыкальных инструментов (то что было в истории раньше) например, обучение игры на Кантеле в Петрозаводском центре музыкальной терапии.

    Все эти материалы были ранее в докладах на конференциях по музыкальной терапии и частично в моих ранних...

    За рубежом практически ничего нового нет по сравнению с тем что было исследовано и практически осуществимо в России, Советском Союзе ( множественные исследования по функциональной музыке и пр.пр.)

    Прошу прощения но всегда ссылки на зарубежных ученых как первооткрывателей приводят в недоумение, так как все это было у нас ранее ( а то, что не реализовано сейчас, это наша беда, проблемы политики, экономики и т.д.)


  2. admin сказал:

    Уважаемы Владимир Синкевич!

    Наш психолог, Елизавета Дьяченко, неоднократно с вами общалась по поводу этой темы.

    У каждого специалиста свои взгляды и свои методики по лечению детей.

    Главное, что бы методы лечения не приносили вреда душе ребенка и давали положительный результат.

    Всех вам благ и низкий поклон от Елизаветы Дьяченко.


  3. Владимир Синкевич сказал:

    но она осталась при своем мнении...

    . Главное здесь в моем комментарии убрать ссылки на зарубежных ученых как основополагающих, ибо эти основы были в истории медицины, в истории музыки, как общее и естественное явление и на которое обратили внимание впервые не за рубежом а наши СПб врачи, психологи, биологи, физиологии еще в конце 19 века...

    поэтому любые ссылки на иноязычных «ученых» для меня умаление отечественной истории. Обычно это делается по заказу. оттуда, что распространено

    то, что в институтах и кафедрах музыкальной терапии в Германии ( как и в иных 15 странах) понимается за национальные истоки и инновации, это общее место в истории,более подробно разработанное отечественной медициной...

    К сожалению в мире в 90-х гг после работ Фрея ,Голдберга начался фармакологический крен в медицине, который резко ограничил влияние звуков ( в том числе и музыки), запахов, света и цвета , изображения и видов природы. ... многое было закрыто., особенно перед Отечественной войной и кадров почти не осталось...

    ограниченность формакологического способа лечения была у меня доложена в 1986г на международном фармакологическом конгрессе и тогда же опубликована, а полностью в книгах и статьях

    . По музыкальной терапии действительно есть множество направлений, но их корни не в зарубежных фамилиях , а в истории медицины, музыки,... и смежных дисциплинах...

    Елизавету Дъяченко почитаю, за всю ее деятельности, но в вопросах музыкальной терапии также считаюсь специалистом (за последние 12 лет на 7 международных конгрессах по музыкальной терапии мои доклады, да и в не в этом дело.Я как русский человек переживаю за забвение исторических достижений нашей Родины и в целом и в мелочах. ...


  4. Елизавета сказал:

    Дорогой Владимир!!!

    Искренне благодарю за отклик и не равнодушие!

    Наша девочка, работающая в направлении муз.терапии, впрочем, как и я — мы совершенно не обладаем той глубиной знаний и профессионализма, которым обладаете вы.

    Я просто умоляю Вас помочь нам, ведь неспроста вы откликнулись на эту программку. Когда мы в лечебнице, этой зимой, только ввели муз. занятия, я сразу же передала диски — ваши диски с фрактальным звучанием, но, этого мало... прошу подумать и предложить нам любые варианты конструктивного сотрудничества во Славу Божию, для помощи деткам.

    Помню, что Вы говорили о спец. оборудовании... может есть такие программы?

    Кстати применяем в работе Ваше правдивое зеркало, за что — отдельное спасибо! Мы ж, как слепые котята, на ощуп, потихоньку продвигаемся...

    У детей сложные диагнозы, с каждым — особое занятие и свой подход, а программка — бюрократическая необходимость для официальной сертификации...

    Ещё раз прошу о помощи и методической и иной поддержке.

    С поклоном, Лиза.

Оставьте комментарий!