google-site-verification: google21d08411ff346180.html Метод фототерапии в психотерапевтическом сопровождении детей с проблемами возрастного развития | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Метод фототерапии в психотерапевтическом сопровождении детей с проблемами возрастного развития

Апрель 28th 2012 -

Психолог Духовной лечебницы -  Ефимова Ирина.

В статье предложено объяснение термина «фототерапия», рассмотрены истоки  развития метода фототерапии в арт-терапевтической практике, приводится пояснение применения фототерапии в групповой и частной психологической работе с детьми, имеющими различные проблемы возрастного развития.

Фототерапия является одним из передовых методов в психологии, применяемых для решения психологических проблем и в целях развития целостности личности. Фототерапия сочетает в себе фотографию и психотерапию. Впервые фототерапия начала применяться в 1970-м году в США и Канаде в качестве инструмента психологического консультирования.[1]. Фото (от др. -греч. φως / φωτος) — «свет», терапия (греч. Θεραπεία) — «лечение», «оздоровление», «лекарство». Как и другие арт — терапевтические методы, фототерапия используется для лечения и психокоррекции проблем у детей с нарушениями возрастного развития. Фототерапия используются в сочетании с художественными приёмами и творчеством, лепкой, рисунком, постановкой историй, актерской игрой, поскольку, в  коррекции эмоционально-поведенческих нарушений арт — терапевтические методы являются наиболее эффективными.

Теория и практика фототерапии начала развиваться с конца 1979-х гг. психологом и арт-терапевтом Дж. Вайзер. [2] В этом процессе многообразие форм терапевтического применения фотографии разделилось на две группы – собственно фототерапия и терапевтическая фотография. Фототерапия использует фотографии в качестве «реактива» в процессе прояснения чувств, мыслей и воспоминаний в присутствии психотерапевта. Терапевтическая фотография более связана с самостоятельной активностью ребенка, восприятием или созданием фотографий, осуществляется без рамок психотерапии, но в психолого-педагогическом контексте. Терапевтическая фотография результативно применяется в работе с детьми школьного возраста, поскольку способствует самораскрытию и саморазвитию. Терапевтическая фотография важна для развития образного мышления ребенка, высокой организации его мышления. Кроме того, фотографирование является способом самовыражения, самоопределения и самопознания. Фотографируя, ребенок оказывается способным увидеть и открыть как собственное «я», так и свою личность.

Провести четкую грань между фототерапией и терапевтической фотографией трудно. Некоторые специалисты в разные моменты работы с клиентами могут применять как фототерапию, так и терапевтическую фотографию. Последняя, например, может выступать одной из форм долговременной психосоциальной поддержки детей с проблемами возрастного развития, уже завершивших курс арт-терапии. [3]

Созерцание – является способом познания. Созерцание прекрасного позволяет ребенку ощущать красоту творения, познавать Творца в каждом моменте своей жизни. Переживание такого ощущения открывает преимущество творческого труда перед праздной повседневностью. Фотоснимок запечатлевает моменты событий жизни, улавливает оттенки эмоций и переживаний, наполняя жизнь ребенка творчеством, побуждая к самоанализу своего поведения, своих чувств и переживаний.

В русской психологии метод фототерапии достаточно описан кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры психологии кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной Медицинской Академии им. И. И. Мечникова А.И. Копытиным. [1;3] Основным содержанием фототерапии в коррекции проблем возрастного развития у детей является как создание, так и восприятие ребенком фотографических образов. Восприятие сопровождается анализом, обсуждением и дополняется другими видами творческой деятельности. Хорошим дополнением в процессе фототерапии служат сочинение историй, рисование, составление коллажа, расстановка готовых снимков в пространстве, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и другие.

Процесс работы психотерапевта методом фототерапии включает все основные шаги психотерапевтической групповой работы или индивидуального психологического консультирования. В том и в другом случае, обязательными являются элементы приветствия, разминки, самоанализа чувств, завершения работы. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения возрастного развития, присутствие родителей на занятиях желательно в качестве наблюдателя в индивидуальном процессе и непосредственного участника в групповом процессе фототерапии. В результате коррекция может быть направлена на самооценку личности, депрессивные состояния, семейные истории и психологические травмы, исследование внутренних ресурсов личности,  раскрытие творческого потенциала, конструирование новой  творческой реальности.

В практическом отношении метод фототерапии реализуется как определенная последовательность действий клиента и психолога. Например:

— создание альбома фотографий и просмотр значимых для ребенка фотографий (из семейного альбома, фото-пейзажей, фото-натюрмортов, фотопортретов ребенка или других значимых для него фотографий;

— выбор фотографий, напоминающих о психотравмирующем событии, связанном с прошлым, либо о событии или личностном проявлении клиента, о котором он длительное время предпочитал умалчивать, считая его противоречащим семейным и культурным нормам:

— сосредоточение на чувствах, связанных с восприятием этих фотографий;

— воспроизведение (моделирование) ситуаций, представленных на этих фотографиях, и их фиксация на новых снимках;

— развитие прошлой ситуации с моделированием нового завершения – также предполагающее создание новых фотографий;

— рефлексия и анализ совместно с психологом всего процесса работы с фотографией, включая выбор снимков, моделирование и развитие ситуации с новыми вариантами их завершения.

В фототерапии выделяются некоторые техники. Фотохудожница и социальный педагог из Финляндии Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии. Данная техника используется в педагогике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии, в укреплении семейных отношений. Суть техники заключается в том, что детьми и их родителями, используя готовые фотографии и сам процесс фотографирования. При этом можно побудить ребенка и его родителей к изучению и осознанию жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Специалист помогает им понять себя и объединить бессвязные воспоминания в единое целое, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу. Кульминационным моментом процесса поддерживающей фотографии является создание серии фотопортретов клиента, создаваемых психологом, социальным педагогом.

Техника восстанавливающей фотографии основывается на равенстве фотографа и фотографируемого ребенка, являющихся партнерами в процессе подготовки к фотографированию и проведения съемки. Контроль над ситуацией, связанной с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.

Техника фото-автопортретов позволяет ребенку позволить себе играть более значимую социальную роль; он нередко становится своеобразным «голосом» определенной группы людей, «приглашает» других обратить внимание на самих себя, постичь и выразить свои переживания и потребности, вдохновляет их. Люди, никогда не занимавшиеся фотоделом и изобразительным творчеством, фотографируя себя, могут создавать настоящие произведения искусства. Фото-автопортретная техника при работе со старшими детьми раскрывает их богатый потенциал. В подростковых фото-автопортретах ярко проявляются:

— повышенный интерес к исследованию отношений с противоположным полом

— повышенный интерес к собственному внешнему виду,

— трудности выражения эмоций,

— экзистенциальная тревога и порой даже делание смерти,

— потребность в общении и страх перед ним,

— жажда самоутверждения и поиска своего «Я»,

— повышенная пластичность,

— творческая направленность личности.

В социальном плане по итогам курсов фототерапии и при согласии их непосредственных участников могут быть организованны фотовыставки, имеющие свое тематическое направление.

Воспитанники Духовной лечебницы на занятиях

Литература

  1. А.И. Копытин «Применение фотографии в психотерапии». http://www.nirt.ru/
  2. Judy Weiser Техники фототерапии в психологическом консультировании. © Copyright 2010. http://photo.hbh.ru/therapy.htm#.TzolOuXB-So
  3. А.И.Копытин. Техники портретной фотографии в психологической работе с детьми и молодежью. http://www.phototherapy.me/kopytin.htm#.TzrXx-XB-So

Комментарии закрыты.

Этапы и фазы развития личности ребенка.