google-site-verification: google21d08411ff346180.html Курс «Основы православия» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Курс «Основы православия»

Апрель 28th 2012 -

Преподаватель курса в лечебнице,
педагог-религиовед: Александров Андрей.

В Духовной лечебнице для детей в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума»,  при Свято-Георгиевском храме, ведется курс «Основы православия».

Этот курс  вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру.

В основу этого курса легла программа курса Христианской этики.

А особенностью ее является методика преподавания данного материала. Разнообразные формы преподавания способствуют более эффективному восприятию информации.

Одной из главных сторон данного курса  является активное участие в жизни храма ребят и их семей. А так же  участие в таинствах церкви, без которых и не возможно прийти к результату, что в свою очередь важно для детей а также их родителей, приходящих в лечебницу .

Познакомить ребят  с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром православия и со значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и направлены наши усилия. Занятия способствуют эмоциональному сближению членов семьи, поддержанию гармоничной атмосферы в семье.  Значительно увеличилось число постоянных прихожан храма, в число которых добавились родители и дети, проходящие курс лечения в лечебнице.

Так же, данный курс, одним из приоритетных  направлений видит в том, что бы ребята поближе познакомились с примерами терпения, смирения, любви, уважения из примеров Жития Святых, что в свою очередь влечёт за собой переосмысление ребятами своих поступков, преображению душевных качеств.

План-конспект урока: «Основы православия»,

для занятий в Духовной лечебнице.

Возраст: старшая группа детей 10-16 лет, а также дети старше 18 лет, с проблемами умственного развития.

Составитель: педагог — религиовед  —   Александров Андрей.

Тема:    Храм-дом Божий

Цель: — дать понятие о внешней форме и внутреннем

пространстве  православного храма;

— ознакомить учащихся  с символикой храма;

— развивать произвольное внимание и логику мышления;

— воспитывать  духовно – нравственные устои на примере

православной культуры.

Тип: урок-лекция  с элементами наглядного изображения.

Оборудование: слайды с изображениями различных по архитектурной форме  храмов (по возможности) , план-схема строения храма, доска.

Ход  урока

  1. 1. Организационное начало урока.

Проверка готовности учеников к уроку, учет присутствующих.

  1. 2. Актуализация опорных знаний.

Устный фронтальный опрос на тему:  «Храм – Дом Божий-Дом молитвы».

  • Можно ли считать, что главной особенностью, а вместе с тем и украшением городского или сельского пейзажа  является храм? (Да, конечно. Храмы  украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.)
  • Как часто вы посещаете храм? (  В основном, на праздники).
  • Вспомните о своем первом знакомстве с храмом. Ваши впечатления, ощущения? (В храме красиво, тихо, пахнет ладаном).

3. Мотивация темы и целей урока. Устройство и значение храма для человека.

Объяснение необходимости для человека любого возраста  более

подробного знакомства с православным храмом.

4. Итог урока.    4.1. Домашнее задание.

5 Список использованной литературы.

6  Приложение.

Ход урока

1 Организационное начало урока.

Преподаватель зачитывает стихотворение    В.Шамонина «Храм»:

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм —

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там, меж сосен изумрудных

Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных

Звон церковный льется вдаль

2 Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися:

— О чем рассказывается в стихотворении? (О белом воздушном лебеде-храме на горе возле озера).

— Если бы нас попросили переложить стихотворные строки на музыку, какие это были бы звуки: радостные или грустные, мажор или минор? (Радостные, приподнятые, светлые, мажор).

— Какие звуки доносятся из храма? (Церковный звон, напоминающий молитву).

— Посмотрите, все указывает на то, что перед нами не простое  архитектурное сооружение, а особое место. И своим внешним видом, и внутренним убранством  храм отличается от других построек и это, прежде всего, связано с его назначением.

— Как вы считаете, для чего служит храм? (Для молитвы, для принятия Божиих таинств).

— Какие  еще слова-синонимы (т.е. близкие по значению) можно подобрать к слову «храм»? (Церковь, дом Божий).

Вы правы. Главное назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него, место, специально предназначенное для встречи с Богом  и общей, совместной, а иначе, соборной  молитвы Ему.

( Учитель предлагает ребятам записать тему урока в тетрадях, а также переписать с доски значение  выражения  соборная молитва — общая, совместная молитва всех верующих в храме).

Храм – Дом Божий-Дом молитвы

Итак, мы с вами установили, что храм-это особое место, где возносятся общие молитвы к Богу, звучат церковные песнопения  и проводятся  ежедневные богослужения. Находясь в храме, христиане сохраняют благоговение (особое, трепетное уважение), веруя в то, что здесь незримо присутствует Сам Бог.

(Учащиеся  записывают в тетрадях  расшифровку  выделенного  на доске слова благоговение).

Вот и получается, что Церковь-это собрание людей вокруг самого Христа, поэтому Она священна, то есть имеет внутри себя Божественное основание. Вы спросите, как это понять? Очень просто. В Церкви встречаются и соединяются две жизни: Божественная и человеческая. Один из учеников Христа апостол Павел говорит, что Христос-глава Церкви, а верующие  -  ее члены, то есть живые части.

Каждый из вас, хотя бы однажды, был в храме. Так вот представьте себе, что именно там можно не только встретиться, но и соединиться со Христом.

— Кто мне подскажет, как это происходит?

Тогда я вам подскажу. Встреча и соединение нас с Богом совершается в Таинствах Церкви. Таинство — это тайна. А что такое тайна? (Что-то неизведанное, скрытое).

Вы правы. И хотя мы не можем  понять скрытых от ума и глаза человека событий, самой природы таинств, но вот участвовать в них мы с вами можем. Все, что нужно для нашей духовной жизни, Бог нам открывает.

Давайте доверимся Ему и примем ожидаемые нас таинства: Крещение, Миропомазание, Соборование, Исповедь, Причастие, Венчание, таинство Священства.

На следующих наших уроках  мы познакомимся с каждым из названных таинств, а сейчас давайте вместе подведем небольшой итог всему сказанному в виде следующих выводов (Учитель  на доске, учащиеся в тетрадях записывают поэтапные выводы):

Храм — особенное место, предназначенное:

1.для встречи с Богом каждого человека,

2. для соборных (совместных, общих) молитв,

3. для совершения богослужений,

4.для совершения Таинств Православной Церкви.

Никого не заставляют священники приходить на церковные службы. Ни на работе, ни у нас в школе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не  объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться, отстоять службу,  потратить деньги на поминальные записки, литературу, восстановление храма, помощь нуждающимся.

И, представьте себе, люди почему-то идут в храм. Почему?

Я помогу вам найти ответ на этот вопрос. Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть, приучаясь жить в Церкви, человек очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нем Господа.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

И направляется тогда он в храм, как в дом Божий, и наступает, как некогда  это произошло с Девой Марией, введение во храм, рубеж в жизни человек, с которого становится храм и его самым главным и родным, Отчим домом.

3 Устройство и значение Храма для человека

(Преподаватель зачитывает стихотворение А.Лотина):

Храм – это дом, посвященный Богу.

Храм – это общей молитвы зов.

Храм  — это свечи, кресты и иконы.

Храм – это светлая песнь веков.

Светлая песнь веков.… Как верно подмечено. Православный храм – это также памятник христианской архитектуры, хранитель исторической памяти. Христианские храмы рассказывают нам о событиях Священной истории, о том, чем жили и до сих пор живут христиане в глубине своего сердца.

Как священное  сооружение, храм отличается, как вы знаете, от обыкновенных зданий и внешним видом.

— Что мы  видим вместо обычной крыши? (Купола, кресты)

Верно. Золотые купола, а над ними сияют  на солнце кресты. Храм уже своим видом свидетельствует об устремленности в небо, к вышнему  миру, являясь неумолкаемой каменной проповедью Царствия Небесного, звучащей в веках. И само местоположение храма это подтверждает.

— Вспомните, по вашим наблюдениям, где обычно расположены церкви? (На холмах).

Да, это так. Храмовые постройки, поставленные на высоком месте, указывают нам с вами о необходимости не только физического, но и духовного подъема на пути встречи с Богом. О таком же духовном восхождении  символически  свидетельствует и изображение гор и холмов на иконах, которые мы будем рассматривать на следующих  уроках.

— Скажите, а вы никогда  не задумывались, почему все храмы внешне похожи? Кто-то из людей  придумал, какими они должны быть? (Бог «придумал»).

Безусловно, люди не сами придумали, каким должен быть храм. Откровение об этом Бог дал пророку Моисею во время странствия того по пустыне, назвав первый храм скинией, то есть шатром: «Поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения»(Исх.40,2).

Божественный замысел разворачивается в истории, и вот, в десятом веке до Р.Х. в  Иерусалиме царем Соломоном  воздвигается первый храм, устроенный по типу названной скинии. (Показываются  реконструкции храма Соломона).  Иерусалимский Ветхозаветный храм является прообразом византийского и нашего русского православного храма, который стал смысловым и духовным завершением самой идеи храма. ( На экране показывается слайд византийской базилики).

Об этом говорил нам свт. Филарет Московский, современник А.С.Пушкина, с творчеством которого вы хорошо знакомы: «Нигде так таинственно близко не соприкасаются люди с Богом и Бог с людьми, как в храме, на месте Его особенного Божественного присутствия».

— Как вы думаете, когда  появились первые храмы на Руси? ( Когда было принято  христианство).

Вы ответили правильно. Строительство  первых храмов началось с принятием  Русью Православия (988год), то есть с десятого века. Сначала для этого приглашали  мастеров из греков, но, постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его же собственным  опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.

Древнерусские храмы, устремленные в небо, венчались главами.

— А на что похожи эти золотые главки храмов? (свечу)

Посмотрите, они и горят как свечи, вознесенные к небу.

— Кто помнит, сколько глав бывает у храма? (Одна, три, много)

Теперь вы будете знать, что символику  количества глав над храмом стали объяснять только в девятнадцатом веке, используя древнюю числовую символику.

Так, одна глава над храмом символизирует  Христа Спасителя, которого апостол Павел называет Главой Церкви. Три главы — это образ Святой Троицы, пять — указывают на Спасителя и четырех Евангелистов, а двенадцать куполов символизируют двенадцать Апостолов.

А вот перед вами храм с кокошниками. Они похожи на язычки пламени. Так храм  символически говорит нам, что христианская жизнь-это горение сердца. Вместе с тем, это образ Неопалимой Купины, несгорающего тернового куста, в котором Бог явился Моисею. Этот терновый куст  до сего дня произрастает в синайском монастыре св. Екатерины в Египте.

— А как мы это понимаем выражение «горение сердца»? ( Если сердце горит, значит, человек  неравнодушный, за все переживающий. Он всем помогает, всех жалеет).

— А что возносится над главами ,чем завершается любой храм? (Крестом)

Крест-это главный знак христианства, символ спасения людей.

— Помните, почему?

Я напомню. Христос умер на кресте, а затем воскрес, после чего крест  обрел особую силу, став из орудия смерти символом спасения. Крест над храмом – знамя  победы над смертью.

— Вспомним, какого цвета бывают храмы, и есть ли в этом какой-то символический смысл? (Белые)

Белый цвет-цвет чистоты, света,  преображения всего в будущем. Это образ грядущего оправданного безгрешного мира. Но вы знаете, есть еще одно символическое толкование.

Святой Герман, патриарх Константинопольский, писал: «Церковь-Невеста Христа, облаченная в брачную одежду». Вот видите, сколь высоко значение белого цвета, символа непорочности, в одеждах  свадебной невесты. Представляете, если девушка раз пять выходит замуж, то о какой внутренней чистоте тогда можно говорить?

Кроме того, белый цвет самый таинственный. Он включает в себя все цвета спектра и, соответственно,  может быть разложен на множество цветов.

Но храмы  могут быть и разноцветными, как радуга.

Иногда  их многоцветные пристройки напоминают целый город — Небесный  горний Иерусалим. Стены его богато расписаны, изукрашены  вставками, нишами, что подчеркивает  нематериальную сущность храма,  «красота Небесная» говорят люди, да и сама Церковь Христова  не от мира сего.

Думаю, вы уже убедились в том, что в храме нет ничего неосмысленного, случайного.

А если это так, давайте рассмотрим, какую форму  имеют храмовые постройки и что она означает...

— Первый пример  Храм имеет форму геометрической  фигуры напоминающей куб. Это символ вселенной, то есть всего мира, а Церковь – сердце всей вселенной. А вот храм, в основании которого круг. Круг – символ вечности, где нет ни начала, ни конца. Круглая форма храма означает вечность Царства Небесного. А бывают храмы продолговатой формы.

— Что он нам напоминает? (Корабль)

Да, это корабль спасения души человеческой, ковчег Спасения, который через житейское море  направляется в Царство Небесное, к Вечной  Жизни.

Наверное,  вы видели  храмы и другой формы, крестообразные, символически  указывающие, что спасение  человека стало возможно благодаря крестной жертве Спасителя.

Повинуясь зову колокола, войдем в храм. Остановимся  при входе и  попытаемся осмыслить внутреннее пространство храма. ( Учащимся демонстрируется план – схема

крестово-купольного храма, которую комментирует преподаватель. См. приложение, схема №2).

Древнерусские храмы  выстроены по крестово–купольной  архитектурной системе. На плане вы видите, что здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье, которого приходится на центр храма, то подкупольное пространство между четырьмя столбами, где мы с вами и находимся во время богослужения.

Вход в храм находится в его западной части, алтарь располагается  напротив, в восточной части. Вот эти галереи, идущие от входа к алтарю, называются нефами (Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают: неф значит  «корабль»). Нефов может быть один, три, пять.

Православный храм  обычно делится на три части: притвор, собственно храм и главная часть – алтарь (Учитель комментирует схему №3). При трехчастном делении храма притвор, давайте это запишем, означает земное пространство, собственно храм – небесное, алтарь – высшее, пренебесное.

Вот видите, и  здесь ничего случайного, все в строгой закономерности, в обусловленном порядке, и это, пожалуй, самый главный вывод нашего сегодняшнего урока.

4. Итог урока. Выводы учителя.

1).  Храм – дом Божий, предуготован для встречи человеческой души с Господом, и поэтому как во внешней его форме, так и во внутреннем пространстве все строго закономерно и символично.

2). Храм напоминает человеку о его высочайшем призвании: мы призваны к святости, то есть должны реализовать в себе образ и подобие Божие, подняться над собой.

3). Мир — житейское море, Церковь – корабль, на котором мы его переплываем. Давайте

Будем не пассивными пассажирами, а неустрашимыми, не покладающими рук гребцами.

А вот и первое задание для нашей команды.

4.1. Домашнее задание.

  1. Зарисовать в тетради схему крестово–купольного храма  (№1-3), внимательно рассмотреть ее и приготовиться к дальнейшей  работе с ней.
  2. Прочитать записи в тетради, запомнить основные  понятия.
  3. Индивидуальное дополнительное задание: изобразить свой проект внутреннего построения храма;  рассказать о значении деталей (частей).

Ответы учителя на вопросы учащихся по теме.

Список использованной литературы

  1. Библия.
  2. Толковая Библия: Комментарии на все книги Святого Писания под редакцией А.П.Лопухина.  М.: 2001;
  3. Сурова Л.В. Мироведение. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
  4. Бородина А.В. Основы православной культуры. М.: 2003.
  5. Шевченко Л.Л. Православная культура. М.: 2004.

Приложение

Схема крестово – купольного храма

Оставьте комментарий!