google-site-verification: google21d08411ff346180.html Помощь детям, имеющим синдром РДА | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Помощь детям, имеющим синдром РДА

Апрель 28th 2012 -

Помощь детям, имеющим синдром РДА

В статье изложена авторская методика работы логопеда высшей категории Семеновой Т.В. с детьми, имеющими диагноз ранний детский аутизм (РДА). Эту методику можно с успехом использовать для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией, детей с недостатками умственного развития.

За последнее время появилось очень много детей, которые совсем не владеют языком как средством общения. Это — дети «неговорящие», (мутичного) с нормальным слухом и практически без патологии органов артикуляции. Они имеют ярко выраженные особенности эмоционально-волевой сферы. Их объединяет диагноз РГА.

В настоящее время причины РГА еще недостаточно изучены. Сложность этого заключается в том, что он проявляется в различных формах и при различных уровнях интеллектуально-речевого развития. Но современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т.д.) позволяют выявить морфологические и биохимические изменения, которые лежат в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберт К., Питерс Т. 1998г.). Здесь связь речевых нарушений с патологией отдельных мозговых структур. Одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть впечатление нижне-теменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997г.). В состоянии локализации очагов симптоматики в тяжелых случаях ребенок не в состоянии произносить не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Выявить артикуляционную апраксии при аутизме у ребенка можно уже в 2-3 года. Но главная проблема в работе с такими детьми заключается в том, что они слишком поздно попадают к специалистам, почти в 7-9 лет.

Работая в «духовной лечебница» в г... Алчевске я накопила некоторый опыт работы в выявлении детей с РДА и предоставлении им помощи.

Корректировка языка с диагнозом РГА следует начинать как можно раньше, потому что эта болезнь предполагает очень долгий период систематической работы многих специалистов: логопеда, психиатра, психолога, коррекционного и социального педагога.

Моя методика работы в этом направлении состоит из этапов:

1. Адаптацийний период
2. Робота над жестами
3. «Вызывания звуков» и формирование языка (лепетной, словосочетаний, слов, предложений, связной речи)

Помощь детям, имеющим синдром РДА

С первых дней знакомства необходимо направлять свои усилия прежде всего на поиск эмоционального контакта с ребенком. Если она очень нервная, находится в состоянии раздражения и нервного возбуждения, то обязательно необходимо нахождение рядом с ребенком и родителей. Адаптационный период вообще длится 2-3 недели (если ребенок уже ранее находилась в детском коллективе), но иногда продолжается несколько месяцев. В этот период определяются средства для привлечения внимания ребенка (вестибулярные — выполнение упражнений, игр, тактильные — поглаживание по голове, сенсорные — в виде вкусной еды). Большинство из этих средств может использоваться как метод стимулирования на занятиях и уроках. После того, как ребенок отпускает руку матери и соглашается остаться одна на занятиях с логопедом, переходим ко второму этапу работы — воспитанию жестов. На этом этапе используется минимальное количество инструкций: «встать», «сесть», которые сопровождаются жестами — движения рукой вверх — вниз, «возьми — положи» и т.д. Сформированные на логопедических занятиях умения и навыки по воспитанию жестов закрепляются родителями дома. Спонтанное применения жестов «да-нет» и указательного у ребенка с тяжелой формой аутизма может возникнуть только в 8-9 лет, а может и вовсе не проявится. Это негативно влияет на общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и вводить их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. Важным в этом является умение ставить те же вопросы ребенку и поначалу наклонять ее голову рукой вниз — «да», в стороны — «нет». За 2-3 месяца ребенок начинает понимать эти жесты. Одновременно отрабатывается и указательный жест. К словесных инструкций «залежи — возьми» логопедом прилагается инструкция «покажи» и устанавливается палец ребенка на нужном предмете или рисунке. Работая с мозаикой, пазлами, разрезными картинками используем языковую инструкцию «двигай» и повторяем ии до тех пор, пока ребенок не выполнит задание. Действия ребенка поощряются различными средствами. На этом этапе очень сложно фиксировать взгляд ребенка на нужном объекте, и если она не реагирует на обращения, надо вернуть и голову, дождаться пока взгляд остановится на нужном задании. Постепенно время фиксации взгляда на рисунке будет расти и заменяться «взглядом в глаза». Ребенок лучше реагирует на инструкцию и взгляд будет более длительным, если одновременно с рисунком, педагог предложит ребенку какое-то лакомство, то есть действия ребенка постоянно должны стимулироваться. На этом этапе также ведется работа по выделению речевых звуков среди других. В своей работе я использую различные музыкальные инструменты: дудку, гармошку, звуковые игрушки.

В связи с тем, что аутичный ребенок находится под влиянием оральных аутостимуляций, которые являются серьезным препятствием в формировании звуков речи, то на этапе «вызывания звуков» применяю тренинг с использованием запахов. Попытки ограничить аутостимуляции, не предлагая взамен нужные формы деятельности, вызывают у ребенка агрессию, страхи, тревогу. Значительно уменьшить количество оральных аутостимуляций, снизить их напряжение и подготовить органы артикуляции к самостоятельной произношения звуков, может помочь спецтренинг, направленный на выработку у ребенка условных рефлексов на те или иные запахи. Цель тренинга:

— сокращение оральных аутостимуляций;
— дифференциация ротового и носового выдоха;
— предостережение детей от поедания предметов, которые нельзя есть.

Тренинг состоит из нескольких этапов:

Шаг 1:

Научить ребенка отличать резкий неприятный запах от приятного, который имеют вкусные продукты питания. Неприятный запах имеет, например, нашатырный спирт, некоторые лекарства. Ватку, смоченную спиртом, кладут в баночку и предлагают ребенку понюхать. Когда она резко отстраняется, следует сказать: «Плохо пахнет, нельзя есть!». Затем дают понюхать вторую баночку с кусочками пищи, которая хорошо пахнет (апельсин, шоколад). Баночки должны внешне быть разными — производить реакцию на вид посуды. Через 3-4 занятия ребенок уже будет хорошо ориентироваться в запахах.

Шаг 2

Научить ребенка различать приятные вкусные запахи и приятные невкусные — духи. На занятии используем духи и моющие средства, которые имеют приятный запах. Дается инструкция «Приятно пахнет, но есть нельзя». Когда ребенок начнет осознанно различать запахи на занятии можно переходить на закрепление этого навык в реальных условиях (дома, ванной комнате). На этом этапе нужно обратить внимание детей на то, что мы нюхаем мы носом, а едим — ртом.

Шаг 3

Дифференциация носового и ротового вдоха-выдоха.

Нюхай носиком — когда вдыхаешь. И говорим: «Как вкусно», — когда выдыхаем через рот. Чтобы зафиксировать четкий ротовой выдох, на первых порах необходимо зажинать нос ребенка пальцами. Затем вместо «нюхай», говорим: «Вдохни через нос». Вместо «Как вкусно» — выдохни через рот.

До 3 этапа уже значительно снижается количество оральных аутостимуляций и растет произвольная двигательная активность ребенка. Кроме дифференциации ротового и носового выдоха при различении запахов проводится работа по отношению произвольного речевого выдоха. Можно использовать следующие упражнения-игры:

1. Перекатывание ватных шариков по столу силой выдыхаемого воздуха.
2. Сдувание со стола клочков бумаги.
3. Задувка свечи.
4. надуванием шариков, детских резиновых игрушек.
5. Игра на губной гармошке, дудочке.

К «вызывания» речевых звуков можно перейти только тогда, когда ребенок достаточно хорошо адаптирована, понимает и выполняет много инструкций и жестов.

Помощь детям, имеющим синдром РДА

При необходимости на этом этапе работы можно использовать массаж губ, языка, чтобы достичь осознанного ребенком расслабление языка, поднятия его вверх, в стороны. Я провожу массаж специальными логопедическими зондами, а родители (после того, как их научить) в состоянии делать массаж пальцем руки, лучше мизинцем.

Каждые 20-30 сек. давать ребенку время на отдых. Продолжительность массажа 3-4 минуты.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.