google-site-verification: google21d08411ff346180.html АРТ — терапевтическое занятие по картинке «Маша» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

АРТ — терапевтическое занятие по картинке «Маша»

Февраль 8th 2010 -

Цель занятия. Обучение эмоционально-рефлексивным основам распознавания чувств, настроения, качества поступков, их логической связи внутри собственной личности.
Методы занятия. Арт-терапия и проективный метод рисунка, цвета — терапия, диалогическое психотерапевтическое общение в специально созданном психологическом пространстве.
Оборудование. Набор цветных карандашей, бумага А4, лист бумаги для родителя, карточка-раскраска (Приложение 1).


Описание занятия. Занятие проводится с детьми от 3 до 9 лет с разным уровнем недостатка педагогического воспитания, УО, ЗПР. На занятии присутствует ребенок и его родитель. Особенность занятия в том, что родитель ребенка является непосредственным его участником. При разработке занятия принимались во внимание основы построения сюжета в традиционной литературной, театральной школе. Занятие состоит из вводной беседы (Часть 1), завязки (Часть 2), кульминации (Часть 3, Часть 4), развязки (Часть 5), эпилога (Часть 6).

Ход занятия.

Часть1. Настроение.

Расскажи, какое у тебя сейчас настроение?
Что такого произошло с тобой, что у тебя сейчас такое настроение?
Каким цветом ты бы его раскрасил?
Представь, что у всех вокруг тебя хорошее настроение. Каким бы цветом ты раскрасил хорошее настроение мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата, мое, друга, кошки?
(Для каждого персонажа ребенок выбирает нужный карандаш. Все выбранные ребенком цвета родитель записывает на бумаге с пометкой «плохое настроение»)
Посмотри на цвета, которые ты выбрал.
Подумай и скажи, почему ты выбрал именно такой цвет?
Что тебе напоминает этот цвет?
Что бывает в природе такого цвета?

Выбери карандаши, чтобы раскрасить плохое настроение мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, брата, мое, друга, кошки.

(Для каждого персонажа ребенок выбирает карандаш. Все выбранные ребенком цвета родитель записывает на бумаге с пометкой «плохое настроение»)

Подумай и скажи, почему ты выбрал именно такой цвет?
Что тебе напоминает этот цвет?
Что бывает в природе такого цвета?

2 Часть. Чувство.
Что ты чувствуешь, когда у тебя хорошее настроение?
Какое это чувство? На что оно похоже: боль, жажда, голод, сытость, злость, доброта, радость, покой, гнев, ненависть, зависть, тепло, холод, любовь, печаль, счастье?
Какого цвета это чувство? Выбери такого цвета карандаш.
Что ты чувствуешь, когда у тебя плохое настроение?
Какое это чувство? На что оно похоже: боль, жажда, голод, сытость, злость, доброта, радость, покой, гнев, ненависть, зависть, тепло, холод, любовь, печаль, счастье?
Какого цвета это чувство? Выбери такого цвета карандаш.

3 Часть. Поступок.
Какой поступок (человека, твой) можно назвать хорошим?
Какое бывает у тебя настроение, после того, как ты делаешь что-то хорошее?
Какого цвета хороший поступок?
Кого цвета становится человек, который совершает хороший поступок?

Какой поступок (человека, твой) можно назвать плохим?
Какое у тебя бывает настроение, после того, как ты делаешь что-то плохое?
Какого цвета плохой поступок?
Кого цвета становится человек, который совершает плохой поступок?

4 Часть. Рефлексия.
Какие поступки ты совершаешь в жизни?
Какого цвета твои поступки?
Какое настроение чаще всего бывает у тебя?
Какого цвета твое настроение?

5 Часть. Сравнение.
Посмотри на картинку. На ней нарисована девочка Маша.
Маша добрая девочка, бывает разное настроение. Иногда она бывает непослушной и совершает не добрые поступки. На этот раз она задумала вот, что….(Родитель и ребенок придумывают историю о недобром поступке Маши). Закончить историю нужно словами: «И после этого у нее испортилось настроение. Она чувствовала ….(назвать чувство)».

Мы уже говорили о том, что Маша на самом деле добрая девочка, несмотря на то, что она иногда совершает совсем не добрые поступки. Очень часто Маша совершает добрые поступки и добрые дела. Однажды Маша задумала вот, что…(Родитель и ребенок придумывают историю о добром поступке Маши). Закончить историю нужно словами: «И после этого у нее испортилось настроение. Она чувствовала ….(назвать чувство)».

Теперь посмотри на картинки (Приложение 1). Выбери ту, где, как тебе кажется, Маша хочет совершить добрый поступок и раскрась ее теми цветами, которые ты выбрал (родитель подсказывает цвета по своим записям). Потом раскрась картинку, где Маша хочет совершить злой поступок (родитель подсказывает цвета по своим записям).

6 Часть. Завершение.
Посмотри на свои рисунки. Что получилось? Покажи, какой рисунок тебе больше нравится? Что в нем есть такого, что особенно тебе нравится? Что ты при этом чувствуешь? Какое у тебя сейчас настроение?

Составила Ирина Викторовна Ефимова,
доктор философии в области психологии,
практический психолог Духовной лечебницы,
во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума»,
г.Алчевск.

Литература.
1. Копытин А.И... Арт-терапия. Хрестоматия. -Питер, 2001 г. – 320 с. http://www.koob.ru/kopitin_a/
2. Материалы сайта для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/ras/rasboy
3. Детям о музыке. http://www.muz-urok.ru/muz.htm

Приложение 1. Карточки-раскраски.

Оставьте комментарий!