google-site-verification: google21d08411ff346180.html Феномен «нерукотворных ликов» в Лыщанской церкви | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Феномен «нерукотворных ликов» в Лыщанской церкви

Июнь 19th 2012 -

Во время поездки членов «Уфологического комитета» 2 декабря 2007 года в Пинский район в планах значилось и посещение расположенной на дороге Логишин-Ганцевичи деревни Лыще, славящейся малоизвестной современным белорусам чудодейственной иконой «Явленной Божьей Матери» в местной церкви св. Александра Невского. Данный пункт был в наших планах уже несколько лет, но осуществить это довелось только теперь. Приехать удалось только к сумеркам, когда церковь была давно уже закрытой, а священника не было в деревне.

Однако благодаря помощи матушки, Людмилы Викторовны (жены отца Александра), и некоторых членов приходской общины мы смогли осмотреть открытый ради нас храм и то, ради чего мы сюда приехали. Как оказалось, гостям здесь рады. Отсутствие из-за неизвестных неполадок электрического освещения в церкви не помещало при свете свечей осмотреть икону и выслушать чрезвычайно интересный и насыщенный рассказ о ее истории и чудесах, ею творимых. Но… обо всем по порядку.

История храма и иконы Впервые церковь в Лыще (Доброславского прихода Минской губернии) была построена в 1889 году и освящена 22 октября (4 ноября) во имя св. Александра Невского. Место было выбрано не случайно, так как, по преданию, это место было отмечено чудом: именно здесь остановилась икона Божьей Матери, «шедшая по воздуху с востока». Считается, что этим сама Богородица указала место для строительства храма. Недаром здесь сильно ее почитание.

1910 год был отмечен очередным чудом… Как гласит предание, которое из-за устной передачи из поколения в поколение получило несколько не сильно расходящихся друг с другом вариантов, 4 (17) сентября старосте Лыщенской церкви Даниилу Шепелевичу ночью был голос: «Встань, Даниил, иди в церковь!» Подумав, что это ему почудилось, он снова уснул, но голос повторился и во второй, и в третий раз: «Встань, Даниил, иди в церковь, там творятся чудеса!» Взяв с собой пяти-шестилетнего племянника (или пасынка), он отправился в храм, по дороге в который их сопровождал впереди заяц, бурно проявляющий радостные эмоции: прыгал перед людьми и кувыркался. Но главное ждало впереди. Храм предстал перед ними в сиянии: окна были ярко освещены, а от купола до небес возвышался «огненный столб». По преданиям, собранным брестчанкой В.А. Воложиной, это необычайное явление заметили даже и жители близлежащей деревни Юзефины.

Далее предоставим слово повествованию Веры Адамовны Воложиной: «Упав на колени, Даниил пополз к храму. В церкви горели свечи и лампадки и слышалось необыкновенное пение. В страхе и трепете Даниил упал на лице свое. Невидимая рука подняла его и голос произнес: «Встань, Даниил, не бойся, ты увидишь чудо и слушай, что Я буду говорить. В алтаре обновилась икона Спасителя. Возьми ее и поставь в храме с левой стороны, на солее. Через три дня увидите великое чудо. Расскажи о чудесах всем людям!». Даниил ответил: «Господи! Мне же не поверят. Но если все действительно происходит, то я маслом из лампадки помажу бородавку (большая бородавка закрывала его глаз) – и пусть она исчезнет». И Даниил тотчас исцелился».

И тут варианты несколько расходятся. Кто говорит, что церковный староста в тот же день заметил нечто новое на иконе, кто – на следующий день, а по вышеприведенному изложению – на третий день. Встретился в литературе и такой вариант: мол «поп Хлебцевич после окропления «святой» водой куска материи получил отчетливое изображение «богородицы», но это не подтверждается преданиями и другими источниками. Как бы там ни было, считается, что именно тогда иконе с изображением Иисуса Христа чудесным образом проступил лик Богородицы, как бы выглядывающей из-за его правого плеча. Дата эта увековечена на обратной стороне иконы.

Специальная комиссия из духовных лиц в установленном порядке «подтвердила сверхъестественный характер» изменений, произошедших на иконе. С тех пор икона привлекает к себе паломников, жаждущих исцеления от болезней, и, если верить многочисленным рассказам, она действительно помогает. Местное чудо тщательно оберегали, в Великую Отечественную войну Д. Шепелевич вывез ее на Брянщину.

Во время советской власти, время атеистических антирелигиозных гонений, местная достопримечательность не могла остаться вне внимания соответствующих учреждений. Лыщанская церковь и ее чудесами упомянута в 1955 году в отчете уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Брестской области:

«Из приписных церквей в Доброславской приходской общине наиболее систематически используется для отправления религиозного культа Лыщевская приписная церковь. Богослужения в ней совершаются более 12 раз в год – по всем «богородичным» дням, как заявил священник этой общины Цихоцкий П.М. Наибольшей многолюдностью отмечается богослужение в Лыщевской церкви в день «девятника» и местной чтимой иконы «явленной божией матери» 16 июня. С этой иконой здесь бытует такая легенда: – «В 1913 году [дата указана неверно – авт.] перед первой мировой войной на иконе «Христа спасителя» проявился «лик богоматери», а потом через год началась и мировая война. Это «чудо» проявления «лика богоматери» и отмечается ежегодно 16 июня в этой церкви. На иконе «Христа спасителя», расположенной с левой стороны амвона заметно за изображением «Христа» затемнённое лицо и левая рука т. н. «богоматери» как бы выглядывающей из-за правого плеча «Христа спасителя».

И властям нужно было что-то делать… Но шло время «хрущевской оттепели», когда гонения на религию были ослаблены. В 1958 г. уполномоченный отмечал: «По поводу местно-чтимой иконы «Христа Спасителя» с «явленной Б. М.» в Лыщанской приписной церкви, Логишинского района мною пока ничего не предпринято, так как там временно нет священника, а с благочинным мне в декабре 1958 г. встречаться не приходилось».

Но неумолимое «время Х» наступило: в 1962 году Лыщанская церковь была разрушена, сломанный иконостас валялся на улице, но жители деревни подобрали брошенные иконы и бережно сохранили. Икона «Явленной Божьей Матери» некоторое время находилась в дер. Доброславка, а в 1964 году была перенесена в Св. Кирилло-Мефодиевскую церковь Погост-Загородска. Во время своего нахождения в последней она в течении трех лет находилась у одной местной жительницы, которая укрывала ее у себя от властей даже под угрозой тюрьмы, а после была отдана в церковь.

Ситуация изменилась в 1990-е годы. В 1994 году в Лыще был заложен новый храм, посвященный тому же св. Александру Невскому, – по проекту и под руководством Павла Шоломицкого. И с этим событием связано относительно свежее предание о «чуде». По рассказу прихожан, строители, работавшие при его возведении, однажды заспались и увидели огонь над храмом. Это было воспринято как знак того, что им следует немедленно отправляться и приниматься за работу.

Во время строительства произошло еще одно знаменательное событие. Как рассказала нам прихожанка Вера Сильвестровна, одна женщина увидела во сне Божью Матерь совершенно голую и спросила ее: «Божья Матерь, это ты?» – «Это я», – последовал ответ. «А что ж вы, Божья Матерь, голая?» И последовал ответ: «Меня юзефинцы раздели, а лыщенцы оденут». Стоит отметить, что председатель сельсовета из Юзефин участвовал в разрушении старого храма. И данное сновидение было воспринято как иносказательное благоволение свыше на постройку.

Через 9 месяцев строительство завершилось и в 1995 году церковь была открыта. В том же году чудодейственную икону вернули на свое прежнее место во время пешего крестного хода, пронеся ее через деревни Круглое и Доброславку.

Страницы: 1 2 3

Оставьте комментарий!