google-site-verification: google21d08411ff346180.html Два письма о панк-феминистках: Мнения священнослужителей | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Два письма о панк-феминистках: Мнения священнослужителей

Июнь 26th 2012 -

В интернете православные собирают подписи под двумя открытыми письмами к патриарху Кириллу. Они оба касаются дела «панк-феминисток» из группы “Pussy Riot” (напомним, им 20 июня продлили срок содержания под стражей до конца июля), но просьбы к патриарху в письмах содержатся диаметрально противоположные.
В первом письме, которое подписали, среди прочих, писатель, критик и публицист Александр Архангельский, поэтесса Ольга Седакова, писательница Майя Кучерская, видный филолог проф. Виктор Маркович Живов, филолог-библеист Андрей Сергеевич Десницкий, фольклорист проф. Андрей Борисович Мороз и многие другие, в частности, говорится:

«Уже более двух месяцев находятся в заключении участницы группы Pussy Riot, арестованные за кощунственное выступление в храме Христа Спасителя. Мы не пытаемся каким бы то ни было образом оправдать участниц этого действа, но взываем к Вашей мудрости и Вашему милосердию… Мы, Ваши верные чада и чада Христовой Церкви, просим Вас проявить милосердие и обратиться к светским властям с ходатайством о помиловании участниц этой акции. Нам кажутся совершенно недопустимыми распространяемые от имени Церкви и православной общественности заявления о том, что ни прощение врагов, ни милосердие якобы уже не считаются христианскими добродетелями. Мы убеждены, что никакая политическая целесообразность не может «отменить» действие заповедей, данных нам Христом и освященных авторитетом двухтысячелетней аскетической и богословской традиции кафолической Церкви.
На наш взгляд, наказание, которое девушки уже понесли, вполне достаточно для предупреждения подобных акций в будущем».

Инициаторами второго письма выступили режиссер программы «Беседы с батюшкой» Валерий Николаевич Богатов, брат убиенного иерея Даниила Сысоева Пимен Алексеевич Сысоев, президент международного движения «Воины Жизни» Дмитрий Сергеевич Баранов, руководитель проекта «Материнство живой Вселенной» Татьяна Николаевна Зеленкова и руководитель общественного движения «Сопротивление убийству детей» Анна Викторовна Петрова. В их письме говорится:

«Большинство людей в нашем обществе думают, что православие это: тебя ударили по одной щеке подставь другую... Но мы знаем, что это не относится к тому, когда начинают глумиться над Заветами Божьими и верой Христовой... Мы не хотим разжечь в чьих-то душах ненависть или призвать к насилию. Но мы должны понимать, что христианство и «толстовство» — это разные вещи. Компромисса между добром и злом быть не может. Те кто писали это (т.е. предыдущее, — Regions.Ru) письмо – плохо знают основы христианского учения. Они заражены идеями толерантности и именно к ней хотят нас призвать под видом проявления милосердия к оскорбившим всех нас «Pussy Riot». Если поступить согластно их призывам — это будет означать, что с этого момента все враги Церкви смогут безнаказанно творить все, что им придет в голову! Оскорблять верующих, врываться и осквернять наши храмы, рубить иконы, рисовать кощунственные плакаты-пародии на Спасителя и т.д. и т.п. А все потому, что это будет можно! Можно, так как мы, православные, сами публично признали, что с нами можно так поступать.
Сейчас, впервые в новейшей истории России, после череды кощунственных нападок на наши храмы и анти-церковных выходок со стороны, так называющих себя, «людей искусства», у нас появилась реальная возможность защитится и показать всем врагам Церкви, что их действия не останутся безнаказанными, что им придется ответить по закону. Поэтому сейчас так важно добиться от властей наказания для «Pussy Riot»».

Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей ответить на вопрос: «Какая из этих двух позиций вам ближе?»

Сюжеты: Мнения священнослужителей

Протоиерей Александр Шестак

заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук, полковник милиции в оставке

Просить помиловать можно тех, кто уже осужден. Но те, кто еще не осуждены, могут оказаться и невиновными. И в данном случае следствие ведь еще не закончено. Наше прошение о помиловании до решения суда будет означать, что мы заранее уверены в виновности.Сначала светские власти должны дать правовую оценку, а уж потом можно решать, взывать ли к ним о помиловании. По просьбам осужденных, в том числе и за тяжкие преступления, которые нередко обращаются к Церкви, мы направляем ходатайства светским властям о помиловании. Но мы должны понимать и другое. Ведь смысл жизни человека на земле это подготовка к жизни в Царствии Небесном, подготовка души к встрече с Богом. И Господь попускает тем или иным образом какие-то испытания человеку, чтобы человек мог вразумиться, может быть, и через посредство светских властей. Ведь «не напрасно начальник носит меч», а чтобы наказывать зло. Об этом в своем послании к римлянам говорит апостол Павел.

Здесь, может быть, сам вопрос задан неправильно. У Патриарха доброе и любвеобильное сердце. И Господь милует. Но милует тогда, когда это полезно для спасения души. Может быть, нужно еще время, чтобы участницы этой акции осознали свое падение. Им дано время на покаяние. Смотреть на это надо и с духовной точки зрения. Все-таки главная цель Церкви – помочь человеку спасти свою душу.

Протоиерей Валентин Тимаков

заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии

Второе письмо я обсуждать не хочу, а в первом выражено чувство христианского милосердия, заступничества за попавших в беду. Оно вполне соответствует христианской традиции. И я рад, что такое письмо было написано. Это обращение людей совестливых, чувствующих ненормальность ситуации.Как бы виноваты ни были Pussy Riot, есть все-таки люди, сознающие свою обязанность в том, чтобы просить о милосердии. Это лицо настоящих людей. Я отношусь к этому с пониманием и уважением. Какая будет реакция — это уже второй вопрос.

Важно, чтобы и сами фигурантки осознали, что такие прошения это своеобразный призыв к раскаянию. Что все мы должны делать, это всегда просить у Бога прощения. Тогда, конечно, вся ситуация будет восприниматься иначе.

Протоиерей Сергий Махонин

настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова

Я думаю, что Патриарх и без посторонних советов знает, как поступить в данной ситуации, которую он понимает вряд ли хуже авторов писем.Конечно, по этому вопросу могут быть самые разные точки зрения. И мы видим, что вспыхивают серьезные споры, разгораются страсти. Начинаются дрязги. И это очень опасный симптом.

Самое главное, чтобы не было разделения среди верующих. Все разделения – от лукавого. Поэтому всем нам очень важно прислушиваться к голосу священноначалия. И суждение Святейшего Патриарха должно быть непререкаемым и незыблемым для всех верных чад Церкви.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

Поступки «Pussy Riot» и прочих инициативных людей такого рода – это настоящее кощунство, и отрицать этот грех с нашей стороны было бы очень опасно, потому что исцеление начинается с диагноза. Если мы болезнь называем не болезнью, то никогда людей не вылечим. Но Господь ко всем милосерден. В отношении прегрешений их грех перед Церковью будет прощен сразу вслед за их покаянием. Никакой священник не станет отлучать их от причастия, а захочет способствовать тому, чтобы они покаялись, и тогда их вина перед Богом будет прощена.И Святейший говорил именно об этом: прощение будет вслед за покаянием. Церковь не может простить человека, который не кается. Требование уважать религиозные права и чувства верующих – это общественный закон, а не церковный, и общество уполномочивает государство защищать закон и интересы граждан. А религиозные убеждения и их защита – это одно из прав каждого человека. Оскорбление религиозных чувств рассматривается как уголовное преступление.

Если, предположим, с моей стороны потребуется помощь в том, чтобы они осознали свой грех и покаялись, я из своего Долгопрудного поеду к этим женщинам, приму покаяние и причащу их, а дальше как закон рассудит – по «этапу», значит, по «этапу», простит их суд, значит, простит. А вмешиваться патриарху в дела закона? — Мы призываем к милосердию, но решать за судью мы не можем. И просить о милости о людях, которые не понимают своей вины, это значит поощрять их на новые действия и преступления. Поэтому должна быть правильная церковная икономия и соотношение необходимости покаяния и проявления наших чувств.

Я очень сострадаю этим женщинам, еще больше сострадаю их детям. Ведь на что они их обрекли? Они считают себя героинями, которые отстаивают свободу, но единственная свобода, которая им важна – свобода грешить.

Протоиерей Артемий Скрипкин

руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге

Мне обе позиции, выраженные в письмах, не близки, поскольку и первое и второе письмо слишком категоричны. С моей точки зрения, с одной стороны мы видим интеллигентское «толстовство», а с другой «антитолстовство», но подчиненное принципам христианской политики.Церковь всегда поддерживала действующее законодательство, если оно было на христианских основах, а с другой стороны Церковь всегда имела функцию печалования униженных и заключенных, чтобы была оказана такая экономия – снисхождение. Но это возможно, если грешник покаялся и осознал свой грех.

Но тут мы видим грязный проект «черного» пиара, смысл которого – это глумление над святыней и плевок не просто в лицо Церкви, а всему народу и государственности. И эти люди не просто не покаялись, а продолжают развивать информационную войну и оказывать наступление в том же духе. Поэтому какой к ним может быть применен принцип икономии?

В то же время вторгаться Церкви в процесс государственного судопроизводства тоже глупо. Это работа госорганов, пусть они занимаются своим делом, почему мы должны вмешиваться? Судебный процесс – это повод нам скорбеть, каяться и молиться, в том числе за заблудших, но вторгаться в его ход совершенно лишено смысла, и возбуждать истерию вокруг этого больного вопроса, посылая различные письма – это ненужное умножение сущностей.

Страницы: 1 2

Оставьте комментарий!