google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мастер-класс по прикладному анализу поведения | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мастер-класс по прикладному анализу поведения

Сентябрь 10th 2013 -

Мастер-класс по прикладному анализу поведения

Дефектолог лечебницы, специалист высшей категории, Семенова Татьяна Викторовна провела для сотрудников БФ «АДЛ» мастер-класс по прикладному анализу поведения.

Используя свой 30-летний опыт работы дефектолога и логопеда с особенными детьми, Татьяна Викторовна, в этом году, выпустила авторский коррекционный букварь, призванный развивать экспрессивную и импрессивную речь у детей с нарушениями аутического спектра.

На мастер-классе в лечебнице, большое внимание уделили созданию мотиваций общения, развитию коммуникационных функций, а также подробно рассмотрели следующие вопросы в работе с детьми-аутистами:

  • ​ Основы прикладного поведенческого анализа,
  • ​ Выбор поощрения, использование правильного расписания для поощрений,
  • ​ Применение только позитивного подхода в работе с поведением,
  • ​ Наказание и неэффективность наказания,
  • ​ Контроль поведения посредством изменения стимулов,
  • ​ Разнообразные методики обучения новым навыкам.

Примеры терапии для аутистов, предоставляемой в лечебнице:

  • ​ Аудиторная интеграция
  • ​ Сенсорная интеграция
  • ​ Визуальная терапия
  • ​ Музыкальная терапия
  • ​ Терапия с помощью искусства
  • ​ Трудотерапия.

Были выбраны в интернет-ресурсах, с учётом собственной практики, лучшие семь стратегий в помощь родителям для содействия развитию речи у невербальных детей и подростков с аутизмом:

1. Поощряйте игры и социальные взаимодействия. Дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи. Во время взаимодействия старайтесь оставаться перед вашим ребенком и, желательно, находиться на уровне его глаз – тогда ему будет легче видеть и слышать вас.

2. Подражайте своему ребенку. Подражание звукам и игровому поведению вашего ребенка будет способствовать большей вокализации и взаимодействию. Это также поощрит его к тому, чтобы копировать вас и осуществлять действия по очереди. Убедитесь в том, что вы подражаете тому, как ваш ребенок играет, при условии, что речь идет о положительном поведении. Например, когда ваш ребенок катает машинку, вы тоже катаете машинку. Если он изображает аварию игрушечной машинки, вы тоже можете это сделать. Но не подражайте ребенку, если он бросается игрушечными машинками!

3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации. Жесты и зрительный контакт могут создавать основу для развития речи. Поощряйте своего ребенка, моделируя и реагируя на это поведение. Преувеличиваете свои жесты. Используйте ваше тело и ваш голос при общении — например, протягивайте свою руку, чтобы указать на предмет, когда вы говорите «смотри!», и кивайте головой, когда вы говорите «да». Используйте жесты, которые ваш ребенок легко сможет имитировать. Примеры включают в себя хлопки в ладоши, протягивание рук и т.п. Реагируйте на жесты вашего ребенка: когда он смотрит на игрушку или указывает на нее, передайте ребенку игрушку, или же примите это как сигнал к тому, чтобы поиграть с этой игрушкой вместе. Кроме того, указывайте на игрушку, которую вы хотите взять, прежде чем взять ее.

4. Оставьте «пространство» для речи вашего ребенка. Это естественно, если вы чувствуете желание заполнить паузу своей речью, если ребенок отвечает не сразу. Но крайне важно предоставить вашему ребенку множество возможностей для общения, даже если он не говорит. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребенок хочет чего-то, выдержите паузу в течение нескольких секунд, глядя на него. Следите за любым движением его тела или звуком, и оперативно реагируйте на них. Оперативность Вашей реакции поможет ребенку почувствовать силу и возможности коммуникации.

5. Упростите вашу речь. Это поможет вашему ребенку следовать тому, что вы говорите. Кроме того, ему будет легче подражать вашей речи. Если ваш ребенок невербальный, попробуйте говорить в основном отдельными словами. (Если он играет с мячом, вы говорите «мяч» или «кати».) Если ваш ребенок говорит отдельные слова, поднимайте ставки. Говорите короткими фразами, такими как «кати мяч» или «бросай мяч». Придерживайтесь правила «плюс один»: употребляйте фразы, в которых содержится на одно слово больше, чем обычно говорит ваш ребенок.

6. Принимайте во внимание интересы ребенка. Вместо того чтобы нарушать сосредоточенность и внимание вашего ребенка, следуйте за ним вместе со словами. Используя правило «плюс один», рассказывайте о том, что ваш ребенок делает. Если он играет с формовыми пазлами, вы можете говорить слово «клади», когда он ставит фигурку в ее слот. Можно сказать слово «форма», когда он держит форму, и «вытаскивай формы», когда он вытаскивает их, чтобы начать все сначала. Говоря о том, чем занимается ваш ребенок, вы поможете ему овладеть соответствующим словарным запасом.

7. Рассмотрите возможность использования вспомогательных устройств и визуальной поддержки. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка могут сделать больше, чем просто заменить речь. Они могут способствовать ее развитию. Примерами могут быть устройства и приложения с фотографиями, которых ваш ребенок касается, чтобы продуцировать слова. На более простом уровне, визуальная поддержка может включать в себя рисунки и группы рисунков, которые ваш ребенок может использовать, чтобы выразить свои просьбы и мысли.

Тераписты вашего ребенка обладают квалификацией, чтобы помочь вам в выборе и использовании этих и других стратегий для содействия развитию речи у ребенка. Расскажите специалистам о ваших достижениях, а также о любых сложностях, с которыми вы сталкиваетесь. Работая с командой специалистов, вы поможете обеспечить необходимую поддержку вашему ребенку для того, чтобы он смог обрести свой уникальный «голос».

Руководитель БФ «АДЛ»: Елизавета Дьяченко.

Комментариев к записи: 2 “Мастер-класс по прикладному анализу поведения”


  1. Вадим сказал:

    Слава Богу!

    У меня у ребенка нарушение аутического спектра.

    Мы живем во Львове и не сможем приехать в Алчевск — ребенок боится транспорта.

    Скажите пожалуйста, можно ли приобрести этот букварь?

    Заранее спасибо,

    Вадим


  2. Елизавета сказал:

    Спаси Вас Господи! конечно, ехать не надо, у вас должны быть свои специалисты. по крайней мере, Киев ими полон и это ближе. если букварь действительно нужен, пришлём. его себестоимость нам вышла — 150 грн. кстати, укажите вам нужен русскоязычный или укр. вариант? мой тел.: 0509594420. электронка: lizaveta-ella@mail.ru — Лиза.