google-site-verification: google21d08411ff346180.html Простота Божественной природы, согласно учению святого Григория Паламы (часть 1) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Простота Божественной природы, согласно учению святого Григория Паламы (часть 1)

Июнь 21st 2014 -

Профессор  Мандзаридис Георгий

Основной сущностью Бога является простота. Если сущность Бога не проста, а представляет собой соединение различных элементов, тогда составляющие этого соединения должны предшествовать Богу. Но такой Бог не может быть Создателем сотворенного мира, это не истинный Бог, являющийся Началом сущего. Начало сущего, Бог, должно быть не сложным, а простым. Он не только прост, но “прост в простоте Своей и един в единстве Своем». Таким образом, не выходя за рамки Своей простоты, вся эта “частичная нечастичность (соединенная без слияния и различаемая без разделения) присутствует во всем и в каждом из существ”. “Бог, – говорит святой Григорий Палама, – не есть большое Тело, которое из-за своих неизмеримых размеров не может вместиться в небольшое пространство, пресущая Сущность Бога – бестелесна”. Вот почему Он “вездесущен и есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего”. А если кто-то и представит что-то меньшее, то и в то воображаемое меньшее Он может Весь вместиться.

Человек – сущность не простая, а сложная. И это связано не с тем, что он есть соединение плоти и духа и состоит из великого множества элементов и органов, а с тем, что он имеет много потребностей, является “лигандом” (сущность, связанная с неким центром, зависимая от него). Его существование и содержание нуждается во многих вещах, которые не зависят от него самого, т.е. находятся вне его. Поэтому мы, люди, нуждаемся в стольких чувствах, чтобы вступать в контакт со всем тварным, чтобы познать его, воспринять и извлечь из него выгоду.

Но и Бог – не простая сущность, не какое-то недифференцированное вещество или чистая энергия, как воспринимал Его Аристотель и в каком-то смысле схоластическое богословие. Эта философская концепция простоты чужда библейской и святоотеческой традиции. Бог прост, потому что Он “апросдеис” – самодостаточен, т.е. потому что Он обладает всем и нет у Него необходимости в чем-то дополнительном. Мы видим и в Новом Завете, что простой – это целостный, противостоящий злу или двоедушию.

Бог прост, несмотря на то, что Триедин. Он прост, несмотря на то, что разнится в веществе и энергии. Он прост, несмотря на Свою доступность и недоступность. Можно даже сказать, что Бог прост, потому что Он Триедин и потому что различается в энергии: “Одна сущность – сверхсущая Сущность – и одна энергия есть Бог: Отец, Сын и Святой Дух”. Он еще прост, потому что Он может быть как доступным, так и недоступным: “Бог множится, оставаясь единым, и делится, оставаясь неделимым <…> везде пребывая нераздельно и надсущностной силой не разлучаясь со Своим единством”.

В конце концов, Бог прост, потому что Он всесилен, бесстрастен и самодостаточен. Самое всемогущее, отмечает святой Григорий Палама, является самым простым, самое всесильное есть самое простое. У Него нет необходимости в увеличении и уменьшении или приобретении чего-либо недостающего – Он самоисполнен. “Бог, – пишет святой, – по природе Своей прост, не подвержен изменениям через увеличение и уменьшение, прибавление и отъятие <…>. Таким образом, будучи Всесильной, Божественная сущность проста по сравнению со всем тварным”. И блаженный Симеон Новый Богослов пишет: «Бог есть причина всей тварности, это Свет и Жизнь одновременно, Дух и Слово, Уста и Молвь”. И человек обладает сущностью в душе, уме и разуме, даже если она разделена в силу своих физических потребностей на пять частей. Все эти чувства сходятся в уме, который и есть их ведущая сила: “Ум видит, и ум слышит”.

Бог есть Свет. “Отец есть свет, Сын – свет и Дух Святой – свет; три – един свет, простый, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный”, – отмечает святой Симеон. И святой Григорий Палама пишет, что этот Божественный свет не только един в различии и в единстве различается, а есть Божественная и объединяющая сила обожения. И как таковая сила, возвышает она и поднимает тех, кто соответствующе участвуют (всегда в их личном восприятии) в Божественности и простоте Отца. Несмотря на Божью сущность, остающуюся непостижимой и простой, как замечает Палама, Его энергии состоят из различных сущностей. Хотя эти сущности есть Его создание и есть у них начало, Божественные энергии весьма разнообразны и являются нетварными. Они имеют своим началом Всемогущего и Самодостаточного Бога и Владыки всего. К тому же, мы видим, что в природе простой белый свет содержит весь спектр цветов.

В то время как простота соотносится с всемогуществом и целостностью, сложное рассматривается как результат слабости и недостатка. Когда что-то не может существовать и поддерживаться самостоятельно, неизбежно прибегает к сложному. Святой Палама пишет: “Ибо если что-то может существовать не от себя, тогда оно стяжает от всего тварного – по отдельности и в целом – свое бытие, в своем былом положении вынуждено принимать столкновение, чтобы в бытность зарождения стать частью единого целого”. Бог существует как Сущность в Себе – Сверхсущность – и обладает всем, не владея ничем и вне части чего-то. Тварные существа не бытуют как существа в себе, а как части чего-то и как владельцы. В Боге бытие принадлежит Ему Самому. Тварные существа зависят от своих нужд.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки:

Оставьте комментарий!

Новости: Покупка автомобилей с пробегом на нашем сайте.