google-site-verification: google21d08411ff346180.html О том, как оглашать людей необразованных | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

О том, как оглашать людей необразованных

Апрель 15th 2015 -

50) По окончании сей речи надобно спросить оглашаемого, верует ли он сему и хочет ли все сие соблюдать, и если он торжественно исповедует это: то его надобно назнаменать, и поступать потом с ним по чиноположению церковному. Касательно таинств, которые должным образом ему преподаны, ему надобно внушить, что хотя они суть видимые знаки вещей божественных, но в них надобно уважать сии самые невидимые предметы, и не так надобно принимать вид, который освящается благословевием, как принимается в обыкновенном каком-либо случае. Должно также сказать ему, что означает и та речь, какую он слышал, что в ней скрывается и чему она подобна. Потом по сему случаю надобно вразумить его, что все, что в Священном Писании изложено под чувственным покровом, имеет духовное значение и относится к святой и будущей жизни. Вообще надобно кратко сказать ему, что все, что читает он в канонических книгах, имеет целью истину, святость и вечность, и ту любовь, о которой ты говорил ему, заметив ему при сем, что под именем ближнего разумеются не только люди, известные нам по родству, но и всякий, кто может быть с ним в том святом граде, и чтобы он не отчаивался в исправлении тех, коих Господь терпит среди своей пшеницы, «яко благость Божия», по слову Апостола (Рим. 2, 4), «на покаяние их ведет».

51) Но если тебе эта речь кажется слишком длинною, чтобы сказать оную при оглашении человека необразованного: то можно сказать и короче; но во всяком случае не надобно говорить длиннее ее, хотя бы и самый предмет, о котором говорится, и слушатели требовали того. Но когда дело надобно произвести скоро: то смотри, как в кратких чертах можно преподать все наставление. Положим, что пришел также кто-нибудь, желающий сделаться Христианином,— который на предложенный вопрос ответит или не ответит то самое, что прежний: в таком случае ты можешь составить речь свою следующим образом.

52) «Любезный брат! великое и истинное блаженство есть только то, которое обещано святым в будущей жизни; а все видимое преходит, и все блаженство века сего, все утехи и приятности минуют, и любящих оные увлекут с собою в погибель. От таковой погибели, т. е. от вечных наказаний, милосердый Бог, желая спасти людей, если только они сами не будут себе врагами и не воспротивятся милосердию Творца своего, послал в мир единородного своего Сына, т. е. Слово свое, равное Ему, чрез котораго Он сотворил все и который, оставаясь в своем Божестве и не отступая от Отца, и ни в чем не изменившись, но чрез восприятие человечества, в смертной плоти пришел к людям, дабы, как одним человеком, который первый был создан, т. е. Адамом, смерть вошла во весь род человеческий (Рим. 5, 12. 14. 18), потому что человек тот согласился с обольщенною диаволом женою преступить заповедь Божию, так и чрез одного человека — Иисуса Христа, который есть также истинный Бог, все верующие в Него, улучив прощение во всех грехах, вступили в жизнь вечную».

53) Все, что происходит ныне в Церкви Божией, и что во имя Христово делается во всем мире, все это за несколько веков уже предвозвещено было, и как предвозвещено, так и исполняется, дабы мы утверждались в вере. Был некогда по всей земле потоп для истребления грешников, и те, кои спаслись в ковчеге, предъизображали судьбу будущей Церкви, которая ныне плавает в волнах века сего и древом Креста Христова спасается от потопления. Аврааму, верному рабу Божию, из всех людей одному предвозвещено было, что от него произойдет народ, который один между всеми идолопоклонствующими народами будет почитать единого истинного Бога, и все, что должно было по предречению случиться в сем народе, так и исполнялось, как предречено было. Этому же самому народу предсказано было, что в нем явится Царь всех святых и Бог, Иисус Христос, который по плоти будет происходить от семени Авраамова, дабы все те были чадами Авраама, кои будут подражать вере его: — так и исполнилось; Христос родился от Девы Марии, которая была из рода же Авраамова. Пророки предсказали, что Он пострадает на кресте от того же Иудейского народа, из которого Он происходил по плоти: — так и случилось. Предвозвещено было, что Он воскреснет, и — воскрес; и, согласно с теми же предречениями Пророков, вознесся на небо и послал ученикам своим Святаго Духа. Предвозвещено было не только Пророками, но и самим Господом Иисусом Христом, что Церковь Его распространится по всему миру и утвердится чрез мученичество и страдания Святых, и — предвозвещено было тогда, когда имя Его еще неизвестно было язычникам, а если и известно, то служило предметом посмеяния: — и однако ж чрез возвещение чудес, которые Он творил Сам или чрез Своих служителей, мы видим, что ныне выполняется, что предвозвещено было, когда и сами цари земли, гнавшие прежде Христиан, покоряются имени Христову. Предвозвещено было также, что в Церкви Его возникнут многие ереси и расколы, и под Его именем пройдут по всем местам, где только могут: — так и исполнилось. Неужели же теперь не исполнится и остальное из всего того, что предвозвещено было? Очевидно, как исполнились те предречения, которым пришло свое время, так исполнятся и те, коим еще придет оное. К числу неисполнившихся событий относятся бедствия и скорби праведных, и день последнего суда, в который Господь, воскресив всех мертвых, отделит от праведных всех нечестивых, и не только тех, кои находятся вне Церкви, но и всех тех, коих Он по долготерпению Своему, в надежде их исправления, блюдет в оной, как мякину на гумне до времени веяния, — предаст вечному огню. А те, кои смеются воскресению мертвых, думая что истлевшая плоть восстать уже не может, воскреснут, чтобы получить в оной наказание; и Господь покажет им, что Он так же силен в одно мгновение воскресить тела их, каковы они были, как и произвел оные, когда их еще не было. Все же верующие, кои будут царствовать со Христом, так воскреснут в телах своих, что, изменившись, удостоятся ангельского нетления, дабы, по обещанию Господа, быть подобными Ангелам, и вместе с ними немолчно славить Бога и жить в Нем и о Нем в такой радости и таком блаженстве, какого человек ни выразить, ни представить не может».

55) Веруя всему этому, бойся искушений, дабы враг твой диавол, старающийся всякого увлечь с собою в погибель, не соблазнил тебя или чрез тех людей, кои находятся вне православно-кафолической Церкви, каковы или язычники или еретики, или даже чрез тех, кои внутри оной ведут непотребную жизнь, каковы чревоугодники, сластолюбцы, волхвователи, любители зрелищ и демонских наук, и вообще все сребролюбцы и гордецы, или ведущие какой-либо другой образ жизни, воспрещенный законом. Не подражай таковым людям, но ищи сообщества с людьми добрыми, которых ты легко найдешь, если сам будешь таковым, — дабы вам всем совокупно почитать и любить своего Господа, который сам составляет все наше сокровище, и благостью и красотою коего мы и в той вечной жизни будем наслаждаться. Любить же Его надобно не так, как мы любим какой-либо видимый предмет, но как любим премудрость, истину, святость, правду, любовь или что-либо подобное, и притом не каковы они бывают в людях, но каковы в самом источнике вечной и неизменной премудрости. Итак, если ты увидишь каких-либо людей, кои любят это; то и пристань к их обществу, дабы чрез Иисуса Христа, «Ходатая Бога и человеков» (1Тим. 2, 5), ты мог войти в примирение с Богом. О людях же развратных, хотя бы они и были в пределах Церкви, не думай, чтобы они вошли в Царствие Небесное, потому что в свое время они отделены будут, если в сей жизни не сделаются лучшими. Таким образом добрым людям последуй, злых терпи, но всех люби, потому что не знаешь, каким завтра будет тот, кто ныне был злым; не люби только их неправды, но их самих люби, дабы они познали правду, потому что нам заповедана не только любовь к Богу, но и любовь к ближнему, и «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22, 40). Закона сего никто не может исполнить, как только принявший дары Святаго Духа, равного во всем Отцу и Сыну; ибо Бог троичен, и на сего Бога должно быть возложено все наше упование. На человека нельзя возлагать оного, каков бы он ни был; ибо иное Тот, кем мы оправдываемся, и иное те, с коими оправдываемся. Но не чрез одни похоти диавол искушает нас, но и страхом гонений, болезней и самой смерти, и если все это человек перенесет за имя Христово в надежде живота вечного, он удостоится великой награды; если же уступит диаволу, то с ним осудится. Но делами милосердия во смирени сердца можно умолить Господа, да «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13)».

Назад / Начало

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.