google-site-verification: google21d08411ff346180.html Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28 | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 9, 14-17. Беседа 28

Июль 5th 2012 -

Окончание. Начало читать Здесь

Протоиерей Олег Стиняев

«О посте и о старом и новом»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту , и мы рассмотрим две темы:

1) О посте.
2) Притчу о старом и новом.

Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9-я глава с 14-го по 17-й стих.

Прочитаем первый стих:

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9, 14).

Блаж. Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном». Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя.

Блаж. Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать».

Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде,  занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18, 1); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф. 20, 20-22).

Подобные споры о первенстве сотрясали и первую христианскую Церковь. Ап. Павел писал в Послании к Коринфянам: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3,3-7).

Подобные споры о главенстве в христианских общинах продолжаются до сих пор. И подобное нисколько не украшает жизнь Церкви, напротив, мешает и даже вредит ей. Католическая церковь до настоящего времени отстаивает свое право быть первой Церковью во всем христианском мире. Об особой миссии в деле спасения всего рода человеческого говорит каждая из поместных церквей. Подобная локальная мифология нисколько не способствует смирению и скромности христиан, но развивает в них совсем противоположные качества. Дух превозношения и гордыни, превозношение одного христианина перед другим, уродует дело христианского апостолата и наносит серьезные духовные травмы рядовым верующим.

Конечно, в Православии нет культа Римского Папы, но в то же время каждый епископ, каждый благочинный и настоятель может оказаться таким своеобразным мини-«папой». В католичестве – культ личности одного человека, у нас может оказаться культ личности многих и многих карликовых «пап». Причем чувство собственной внутренней неполноценности может усиливать авторитарный нажим таких «микропап» со всеми вытекающими из этого последствиями…

Подобные «пастыри» считают себя некими оракулами, которые все видят, все знают и все понимают. Фактически они занимаются имитацией пророческого дара, дара различения духов. Сумасброды и фантазеры! Ни один христианин, в какое бы достоинство он не был бы облечен, не может претендовать на всезнание и всеведение. Сказано: «…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 3-5). Итак, все христиане, все мы «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И те, которые имеют преимущество перед другими, имеют преимущество служебного и вспомогательного характера, т. е. должны пребывать в услужении другим. Сказано: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мр. 9, 35). Те, которые мнят себя «князьями церкви», чаще должны вспоминать следующие слова Христа Спасителя, сказавшего: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 25-28).

Они, возгордившиеся «пастыри», нагло распоряжаются всеми средствами своих общин. Любят давать для верующих, уверовавших в их непогрешимость, неоправданные епитимьи, прещения (наказания). Ненасытные обжоры! Именно о таковых ап. Павел писал: «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3, 4-5). Писание учит, что таковые являются «пастырями» только в том смысле, что пасут самих себя. Сказано: «сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34, 2-4).

Ап. Павел не пас сам себя за счет других людей. Он старался зарабатывать на свое пропитание своими собственными руками. Сказано: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками…» (1 Кор. 4, 11-12). Есть предание, что он занимался изготовлением палаток, а потом сам продавал их на рынке.

Впрочем, ап. Павел допускал возможность, что священнослужитель может кормиться от благовествования. Он писал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5, 17-18). Но эту возможность он более допускал для других, нежели для себя. Принимая с великим смирением пожертвования от других, о самом себе он, как бы и извиняясь, свидетельствовал: «ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор. 11, 9). Похоже, что его жизненным девизом были слова: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8). Как не похож такой образ жизни святых апостолов на то, как живут в роскоши и богатстве современные нам христиане. В подобной предосудительной роскоши замечены и некоторые священнослужители. Таковым необходимо немедленно раздать все незаконно приобретенное и вернуться к бедности, которая более прилична для рабов Христовых. Именно о таковых пророк Михей говорил от лица Божия: «…судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»» (Мих. 3, 11).

Почему в сознании многих христиан, происходит полное отождествление главенствующих в общинах со всею полнотою Церкви, как будто они, начальствующие, и есть сама Церковь. Это есть не что иное, как дух идолопоклонства, проникший в нашу среду! В Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?»   (Ис. 2, 22). Протоирей Василий Зеньковский писал: «Надо твердо усвоить то положение, что нельзя отождествлять Церковь в полноте ее богочеловеческого бытия с ее чисто человеческой стороной и, особенно, с теми, кто ее возглавляет и возглавлял. Христианство, по самому существу своему, всецело основано на свободе духа». Т. е., никакие формы духовного закабаления, епархиального и приходского крепостничества, недопустимы в христианской среде.

Апостолы никогда не пользовались преимуществами своего положения. Ап. Павел писал о себе и о других апостолах: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2, 6-7).

Страницы: 1 2 3

Оставьте комментарий!