Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6,19-23

Июнь 12th 2012 -

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стиняев

«Нагорная проповедь»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем курсе наших бесед по всему корпусу книг Четвероевангелия.

Тема сегодняшней беседы: об отношении к богатству, и о значении внутреннего света в жизни человека. Многие считают, что стремление к обогащению и должно стать национальной идеей современной России. Наша задача выяснить, а как само Слово Божие отвечает на данный вопрос.

Сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6, 19).

Казалось бы, все предельно ясно: человек не может удержать в своих руках свое богатство. Деньги быстро тратятся, и, понимая это, богатые люди стремятся их во что-то вкладывать – или в недвижимость, или в ценные бумаги (акции), или в какой-нибудь бизнес. Но банки разоряются, бизнес рушится, и недвижимость идет с молотка. И более того, из-за своих богатств богатые, постоянно рискуют быть убитыми. Они вынуждены нанимать охрану, которая день и ночь охраняет их, но чаще они и гибнут от рук своих охранников, которых перекупают более преуспевшие в интригах конкуренты. Вся система взаимоотношений в мире бизнеса такова, что один бизнесмен должен пожирать другого, и все они сидят на шее у трудового народа, делая себе капитал из несправедливо оплаченного труда работников и банальной спекуляции.

Сказано: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4). Есть в Библии, как мы однажды уже говорили, упоминание только о 4-х грехах, которые вопиют к Богу о возмездий (о мщении). Это умышленное убийство, грех мужеложства, притеснение нищих, вдов и сирот и удержание платы работникам. Богатые окажутся в аду в ужасной компании. И каждый из них дважды и трижды заслужил ад. Где удержанная плата, там и убийство, там и притеснение вдов и сирот. Мы должны решительно избегать общения с подобными злодеями. Они должны чувствовать, что земля горит у них под ногами. Покойный римский папа с горечью признавал, что миром управляет не демократия, а плутократия. Власть наглых и бессовестных плутов и мошенников. Социальный протест есть – религиозный долг каждого христианина, если не за себя, то за других обездоленных мы должны возвысить свой голос. Сказано: «ищите правды, спасайте угнетенного» (Ис. 1, 17).

Особенно ужасно, когда священнослужители ступают на стезю общения с этими ходячими денежными мешками и, более того, принимают участие в их бизнесе. А некоторые используют свое пребывание в Церкви как средство и способ обогащения за счет обнищания своей собственной паствы. Таких дармоедов надо гнать с наших приходов, они позор и социальное бедствие для наших общин. Сказано: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез. 34, 8-10). Ничего себе – пастыри, из челюстей которых надо спасать овец! Это не пастыри и архипастыри, а волки, лютые волки, не щадящие Христова стада. Мало того,  что они отдали стадо на пожирание чужим зверям,  для «всякого зверя полевого» – политика-масона, олигарха-вора и чиновника – взяточника и казнокрада. Они еще и сами начинают пожирать тех, которых должны пасти с любовью и всяческим усердием.

Богатый человек в христианской общине может являться и главным позором общины. Сказано: «…Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2, 6-7). «Доброе имя», которым мы называемся, это имя православного христианина. Богатые именно  «бесславят доброе имя», имя христианское. Они – проклятие наших общин, их деньги не приносят благословения нашим храмам, ибо это цена крови. Любая эксплуатация замешана на страдании, поте и крови. Даже иудейские первосвященники не приняли назад деньги Иуды, ибо они были ценою крови и предательства. Весь большой бизнес в России, весь замешен на крови и предательстве, предательстве национальных интересов нашего Отечества. Богатые живут так, как будто они одни поселены на этой земле. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5, 89).

Богатство никак не может приблизить человека к Богу. Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания.   Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» (4  Цар. 12, 16). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством.

О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах.

Прп. Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей». Нравственному совершенствованию богатство  нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Свт. Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (т. е. для раздачи)». Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.

В Писании сказано о людях, наделенных богатством и властью от Бога: «Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, – и строг суд над начальствующими» (Прем. 6, 2-5).

А что говорить о неправедном богатстве: его немедленно, как наворованное, необходимо вернуть трудящимся. Ибо в аду придется ответить за каждую неправедно нажитую копейку.

Богатому человеку трудно избавиться от своего пристрастия к богатому образу жизни, даже если он и будет прилагать к сему максимум усилий:

Один сенатор, отрекшись от мира и раздав свое имение бедным, удержал некоторую часть для собственного употребления, не желая через совершенную нестяжательность воспринять смиренномудрие и надлежащее подчинение правилу общежития. К нему святой Василий нарек такое слово: «Ты и сенатором перестал быть, и монахом не сделался».

Богатство является величайшем препятствием на пути в Царствие Небесное, Сын Божий учил: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18, 25). Лучше богатеть в Боге, о чем мы прочитаем и далее, чем деньгами. Ибо тот, кто богатеет среди общего обнищания деньгами, тот богатеет против Бога. Можно только догадываться, каким будет его конец! Сказано: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6, 9-11). Итак, надо бегать не только от богатых, почитая для себя и общение с ними мерзостью, надо бегать и от помышлений об обогащении, как мы выше и прочитали: «а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». Видите, не просто живущие в обогащении, но и сами «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть».

Первые христиане не знали никакого социального неравенства и никакой частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду… у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян. 4, 32,34-35, 37). Самое древнее самоназвание христиан было слово нищий. Они и были таковыми, только в Боге богатея. Их социальный идеал был следующий: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8).

Противоположностью воровскому обогащению может быть честный труд «в поте лица своего». Труд – это великое средство служения другим: своей семье, своему народу, своему государству и Церкви. Труд есть священная обязанность человека. Ап. Павел писал: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3, 10-12). Еще в раю Господь заповедовал о Рае Адаму: «…чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). В Книги Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (7, 15). Конечно, в труде имеется также и некоторая доля наказания. Труд приносит нам усталость и скорбь, тяжесть и гнет. Но все это совершенно необходимо. Ведь Бог Сам сказал согрешившему Адаму в Раю: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Мы как дети Адама не имеем права игнорировать тот приговор, который в лице Адама был вынесен и каждому из нас.

С другой стороны, труд наполняет нашу жизнь неким великим смыслом: созидая мир вокруг себя, мы созидаем и свою собственную душу. Сказано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 10). Почему сказано – «лучшая пора … труд и болезнь»? Потому что в труде и болезни есть страдание, а, как сказано: «…страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет. 4, 1).

Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: «Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей».

Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. «Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?» Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: «Антоний! Поступай так – и спасешься». Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал.

Итак, последуем спасительному совету Христа-Спасителя: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» – и изберем для себя более благочестивое поприще, достойное нашего христианского имени.

Страницы: 1 2 3

Комментарии закрыты.