google-site-verification: google21d08411ff346180.html Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 14–18 | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Беседы по Четвероевангелию. Евангелие от Матфея, глава 6, 14–18

Июнь 10th 2012 -

Продолжение, Начало читать  Здесь

Протоиерей Олег Стиняев

Нагорная проповедь

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию и сегодня мы будем рассматривать текст Евангелия от Матфея – 6-ю главу с 14-го по 18-й стих. Прочитаем весь сегодняшний текст изучения слова Божия:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 14-18).

Рассмотрим первою тему сегодняшней беседы. Условно ее можно назвать: «Прощайте, и будете прощены».

Перечитаем 14-й стих 6-й главы Евангелия от Матфея:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Что могут означать эти слова?

Блаж. Феофилакт поясняет, что этими словами Господь «Опять научает нас быть незлопамятными. Об Отце же напоминает нам, чтобы мы, как дети такого Отца, стыдясь Его, не злобились подобно зверям». Этот стих Священного Евангелия перекликается со словами из Молитвы Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6,12). Действительно, мера того, как мы относимся к другим в этой земной жизни, может оказаться мерою того, как Господь Бог отнесется и к нам самим.

В будущей жизни все будет зависеть только от милосердия Господа. Сказано: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16). Иными словами, можно и желать, и подвизаться, но оказаться в АДУ, если мы придаем какое-нибудь значение нашим делам,  т. е. как мы подвизаемся и как стремимся идти путем спасения. Перечеркивая любые наше потуги спасти самих себя только силою собственного благочестия, Писание и говорит: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Человек не имеет права думать, что, выполнив то или иное предписание Слова Божия, он уже обеспечил для себя место в РАЮ. Эти двери открывает только Бог. Если грех запирает нас изнутри, то Рай отпирается только снаружи и только волею Создателя.

В словах «будете прощать людям согрешения их» Господь заменяет слово «долги» – из Молитвы Господней – словом «согрешения». Согрешения простить – означает простить не просто долг, который может иметь чисто денежное выражение, но простить грех, и возможно, очень тяжелый, совершенный против нас.

Приблизилось Прощеное Воскресенье, и все мы должны простить всем своим обидчикам их согрешения, совершенные против нас. Если имеем возможность сделать это лицом к лицу, то так и надо поступить. Если возможно, то и по телефону надо попросить прощение. В любом случае надо простить от всего сердца обиды, нанесенные нам, и уже более и не вспоминать их. Тогда течение Великого поста будет воистину благословенным для нас. Время поста – это время большего попечения о душе, чем о теле. Душа не материальна, она как искра, от божественных энергий высеченная в нашем теле. Душа вечна, она никогда не перестанет быть. Душа не умрет вместе с нашим телом. Хотя душа имеет начало, она не имеет конца. Забота о душе, о ее очищении, это и есть самое важное и серьезное дело, о котором нам не надо забывать (особенно на время поста).

Итак, Сын Божий призывает нас: «прощать людям согрешения их». Самым великим примером подлинного прощения должен являться для нас Сам Христос. Сказано: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3, 12-13).

Прощать надо все обиды, нанесенные нам или нашим близким, но нельзя спускать обид, нанесенных всему обществу нашему христианскому.

Христианскому Филисову Константину, нареченному Кириллом, сарацины (мусульмане) задали вопрос о непротивлении: мол, христианам не надо и защищаться. На что он ответил: «Христос Бог наш повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им; но Он же заповедал нам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

Свт. Тихон Задонский учил: «Истинные христиане, когда исповедуют грехи свои пред Богом, и отпущения их от Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, якоже научал их Христос… должны и мы оставлять ближним наши согрешения их.

Должны и сами оставить долги должникам нашим, когда хощем оставление долгам нашим получить от Бога. Иначе и нам не оставится».

Может быть, грех какого-нибудь человека очень реалистично предстоит в памяти вашей. Не придавай этому никакого значения. Прости! И будешь прощен и сам. Свт. Василий Великий учил: «Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили против него». Преп. Феодосий учил, что если пред нашими глазами умертвят и сродника нашего, то можно и это простить; но если грех против веры, то прощать такового нельзя. В таком случае прощение означало бы согласие с заблуждением.

Что же мешает нам простить другим людям их согрешения против нас?

Преп. Марк подвижник учил: «Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие, а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели».

Нельзя начинать пост без всецелого примирения с ближним.

Преп. Ефрем Сирин учил: «Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя».

Может быть, обиды, нанесенные тебе другим человеком, столь сильны, что тебе и несносно думать о прощении его; тогда, пребывая в таком состоянии, обрати внимание на следующее наставление свт. Иоанна Златоуста: «Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов».

Св. Отцы учат, что мало простить ближнего, нужно еще и деятельное участие принять в его судьбе, чтобы наше «прощение» не было только на словах. Преп. Никодим Святогорец учил: «Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие, одна из величайших черт богоподобия».

С другой стороны, мы часто задаем себе вопрос: А как узнать, что Бог простил нас?

Ответ очевиден! Свт. Игнатий Брянчанинов наставляет: «Верный признак отпущения нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас». Удивительные слова! Оказывается, что, хотя своими делами мы не можем искупить бездну своих согрешений,  наши дела есть как бы некий индикатор, показывающий, в каких мы находимся отношениях с Богом. Как Господь и говорил: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 16-18).

Итак, теперь приближается Великий пост, и главное, что мы и должны сделать в его преддверие, – нам необходимо простить от всего сердца и всего нашего помышления всем, согрешившим против нас.

И мы читаем далее: «а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15).

Строгость этого условия, я бы даже сказал «ультиматума», столь серьезная, что мне хочется оставить этот стих без всякого обширного комментария к нему. Ограничимся толкованием блаж. Феофилакта: «Благосердый Бог всего более ненавидит безжалостность и зверство, поэтому и запрещает нам быть таковыми».

И мы читаем далее:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

О значимости Великого поста сказано в 69-м Правиле свв. Апостол: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Как мы видим, послабление в посте возможно только для пребывающих в «немощи телесной», также освобождаются от поста беременные женщины и кормящие матери. В царской России всегда освобождались от поста военнослужащие и люди, занятые на очень тяжелых работах.

Женщины и мужчины не могут отказывать друг другу в сексуальной близости на время поста, если они не достигли полного согласия по этому вопросу. Сказано: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1  Кор. 7, 3-5). Смысл этих слов ап. Павла очевиден: воздержание от брачного ложа на время поста возможно только по взаимному согласию. Если такое согласие не достигнуто, то жены да покорятся мужьям, а мужья женам. В противном случае воздержание одного может оказаться падением для другого. Такого допускать нельзя!

Строгий пост в субботний и воскресный день запрещается. Эти дни считаются праздничными: суббота – как памятник миротворения, воскресенье – как день восстания Христа из гроба (чем Бог Отец засвидетельствовал, воскресив Его из мертвых, что принял жертву Его). В эти дни можно во время Великого поста вкушать пищу с постным маслом.

Во все дни года, кроме сплошных седмиц, в среду и пятницу надо поститься. Те, которые это делают, получают от Бога особое двойное благословение.

Страницы: 1 2

Комментарии закрыты.