google-site-verification: google21d08411ff346180.html «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанн 8:56,58). | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанн 8:56,58).

Февраль 27th 2010 -

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евреям 11:19).

Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
И Писание, провидя, что Бог верою оправдает
язычников, предвозвестило Аврааму:
в тебе благословятся все народы.
Итак верующие благословляются
с верным Авраамом. (Гал. 3:6-9)

Авраам – старший из израильских патриархов, прародитель еврейского народа. Его история изложена в первой книге моисеевой Бытие/12-25. Призванный Богом, Авраам переселился из Ура в Месопотамии в Палестину, где остановился в Мамре у Хеврона. Там Всевышний заключил с ним вечный завет (союз) и обещал во владение ему и его потомству землю Ханаанскую, а также то, что в его потомстве благословятся все народы земли. При заключении завета Бог изменил имя патриарха: Аврам (евр. Абрам – «отец превознесенный») на Авраам (евр. Абраам, Абрахам – «отец множества»).

Аврам родился в Уре, что в Халдее, на территории нынешнего Ирака (Бытие/11:31), в начале второго тысячелетия до н.э. Он был сыном Фарры, потомка Ноева сына Сима, т.е. семитом (Бытие/11:10 и сл.). Двумя младшими братьями Аврама были Нахор и рано умерший Аран (Бытие/11:27). В Уре Аврам взял в жены Сару, которая, однако, оказалась бесплодной (Бытие/11: 29-30). Точная дата рождения Аврама в Уре Халдейском неизвестна, но может быть приблизительно вычислена по археологическим данным, полученным в Бар-эд-Дра, около Содома. Содом был разрушен примерно в 1900 году до н.э. От патриарха не сохранилось никаких памятников, однако находки в Мари, Нузи и других местах показали, что его жизнь относится к среднему бронзовому веку в Месопотамии (ок. 2000 – 1500 г. до н.э.). Открытия археологов показывают, что Аврам вырос в среде высокоразвитой культуры и отнюдь не был безграмотным пастухом, как полагали некоторые кабинетные библейские критики девятнадцатого столетия. Однако, несмотря на высокий уровень цивилизации, Ур был языческим городом. Аврам и его семья тоже исповедывали многобожие, о чем свидетельствует Библия: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Иисус Навин/24:2). Так было до того, как Аврам услышал голос призвавшего его Единого Истинного Бога. Этот призыв Всевышнего изменил жизнь Аврама, изменил историю мира.

Фарра с Аврамом и его женой Сарой, а также с Лотом, сыном Арана, покинули Ур, чтобы перекочевать в Палестину. Этот путь описан так, будто Фарра, как глава семьи, был инициатором переселения, однако далее Бог дает понять, что Он вывел из Ура именно Аврама: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Бытие/15:7). Достигнув северомесопотамского города Харрана, они остановились; здесь Фарра умер (Бытие/11:31-32). После смерти Фарры Бог вновь обратился к Авраму и повелел ему продолжить странствие (Бытие/12:1-3) Теперь он должен был покинуть отчий дом и направиться в незнакомую страну, указанную ему Всевышним. Аврам направился в землю Ханаанскую. Для того времени это был более чем рискованный шаг. Аврам оставил позади религию предков, привычное окружение, спокойствие и безопасность и отправился странствовать по чужим странам, став изгоем, лишенным защиты, воспринимаемым встречными племенами и народами как незваный пришелец. Несмотря на всю неясность будущего, Аврам по вере в Слово Всесильного двинулся в путь. Он полностью вверил себя и всю свою жизнь Богу Всевышнему, призвавшему его из тьмы язычества в Свой свет. «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя…и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие/12:2-3). Уповая не на свой разум, не на свой здравый смысл, не на свою мудрость, а только на милостивое обетование Божие, Аврам и его семья начали свое длительное путешествие. Его странствование стало главной отправной точкой в истории еврейского народа, в истории спасения мира. До Бытия/11:26 в Библии описывалась история всего человечества. Теперь же призванием одного человека и его семьи Бог начинает новый этап истории. Бог избрал один народ, чтобы вести его и руководить им. Аврам стал патриархом этого избранного народа Божьего – народа Израильского.

С женой Сарой и племянником Лотом Аврам переселяется в Ханаан и доходит до дуба в Сихеме, где ему снова является Бог и обещает ему и его потомству отдать во владение эту, еще населенную хананеями, землю (Бытие/12:6-7). От Сихема Аврам идет дальше на юг, воздвигает алтарь в Вефиле и идет затем до Негева (Бытие/12:8-9).

Когда земля Ханаанская, обетованная Богом Авраму, была поражена голодом, он был вынужден отправиться в Египет. Боясь, что египтяне убьют его из-за его прекрасной видом жены, Аврам выдает ее за свою сестру и даже позволяет взять ее во дворец фараона. В какой-то степени это действительно было так, потому что Сара была его сводной сестрой, но поступок Аврама все равно не был безупречным. Когда вслед за этим фараона и его дом постигли от Бога тяжкие удары, тот понял истинные отношения между Аврамом и Сарой, отдал ему Сару и велел изгнать из страны (Бытие/Берешит 12:10-20). Сходная история рассказана о пребывании Аврама у филистимского царя Авимелеха в Гераре (Бытие/Берешит 20:1-18). Этот эпизод показывает, что Бог избрал Аврама не потому, что он был лучше или нравственнее других людей. Своим поведением Аврам показал, что он не «лучше остальных». Ему так же, как и всем людям, было свойственно недоверие Богу и следующие из этого недоверия поступки. Но Бог, в отличии от Аврама, верен. Бог в Своей безусловной любви и милости не оставляет избранных Своих. Когда Аврам покинул Египет, он был богаче, чем когда пришел туда.

После возвращения из Египта Аврам, который был «очень богат скотом, и серебром и золотом», и его племянник Лот вновь поселяются в Ханаане. Но так как земля была все же мала для того, чтобы стада и люди обоих могли кочевать совместно, Аврам и Лот разделились. Когда их пастухи поссорились, Лот выбрал себе богатую водой Иорданскую долину (Бытие/Берешит 13 1-11). После того, как Бог вновь обещал Авраму, что отдаст ему и его потомству землю Ханаанскую, Аврам поселился у дубравы Мамре в Хевроне и воздвиг там жертвенник Всевышнему (Бытие/Берешит 13:14-18). После нападения четырех царей во главе Кедорлаомером на Содом Лот попадает в плен. Аврам приходит ему на помощь, поражает войска Кедорлаомера и освобождает Лота. Вновь Бог показал Авраму Свою верность. Аврам будет в безопасности даже в чужой стране, Бог защитит его, если Аврам будет всецело уповать только на Него. На обратном пути в Мамре Аврама встречает и благословляет царь Салимский, священник Истинного Бога Всевышнего — Мелхиседек (Бытие/14:1-20).

В течение многих лет Аврам жил странником в Ханаане. Ему уже было почти сто лет, а его жене Саре — около девяноста. Тем не менее, они до сих пор не имели детей. Поэтому неудивительно, что Аврам стал сомневаться в Божьем обетовании о большом потомстве, думая, что его наследником станет его раб, управитель его имущества, Елиезер из Дамаска. Но Бог не позволил такому случиться. В качестве особого знака Своего обетования Бог заключил с Аврамом Завет (Союз). При этом Он меняет патриарху первоначальное имя Аврам на Авраам («отец множества»), а имя Сара меняет на Сарра («мать царей народов»). Обещания, прежде сформулированные в общих чертах, были уточнены в завете между Богом и Аврамом (Бытие/15:8-18; 17:1-14). Завет гласил: Бог сделает потомство Авраама многочисленным, отдаст ему весь Ханаан в вечное владение, в его потомстве благословятся все племена земные; в качестве знака завета все младенцы мужского пола должны быть обрезаны на восьмой день. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие/15:6) В Библии «праведность» означает «святость пред Богом». Библия учит, что Авраам получил на это право не благодаря собственным делам, а благодаря вере. Таким образом, вера в Бога есть более, чем вера в «бытие Божье». Верить в Бога означает верить Его обещаниям, верить Его словам, полностью полагаться на Его милость. Такую веру Бог вменяет человеку в праведность. Интересно отметить, что Апостол Павел цитирует Бытие/15:6 в двух Посланиях Нового Завета, где он наиболее полно раскрывает учение об оправдании грешника перед Богом (Рим. 4:3; Гал. 3:6). Бог принимает и спасает грешников, не превращая их в святых людей, но объявляя их святыми. Он вменяет им в праведность их веру — веру в Его милостивые обетования. Знак же обрезания Авраам получил позже, как печать праведности через веру. Обрезание стало знаком принадлежности к завету Бога с Авраамом, знаком, который Бог предписал носить потомкам Авраама. Выполнением этой процедуры формально отмечается вступление в ряды израильского сообщества.

Брак Авраама с Саррой долгое время оставался бесплодным, и Сарра отдала Аврааму в жены свою рабыню, египтянку Агарь, которая родила ему сына Измаила. Но все же наследником обетований завета должен был стать сын Авраама от Сарры – Исаак. Вскоре после заключения завета к Аврааму явились три таинственных странника, которые предсказали рождение Исаака. Через год Сарра, как и обещал Бог, родила Исаака (Бытие/ 18:1-15; 21:1-8). Таким образом, Всевышний подтвердил Аврааму Свое обещание, показав, что для Него нет ничего невозможного. Между этими событиями в повествовании книги Бытие помещен рассказ о разрушении Богом городов Содом и Гоморра и спасении Лота по просьбе Авраама. Разговор Авраама с Господом по поводу участи Содома и Гоморры показывает то, чем является подлинная, живая вера в Бога – это основанный на безусловном доверии, а потому абсолютно искренний диалог человека с Творцом (Бытие/18:23-19:29).

Сразу же после чудесного рождения Исаака вера Авраама вновь подвергается испытанию. Бог говорит, что Он породит потомство Авраама исключительно от Исаака, и поэтому Авраам должен удалить в пустыню другого своего сына Измаила вместе с его матерью Агарью. Можно представить, насколько нелегко было Аврааму исполнить это повеление Божье. Но, тем не менее, он сделал это, твердо веруя, что Всевышний может исполнить Свое обетование и дать ему многочисленное потомство через одного Исаака. Кроме того, Бог дал Аврааму обетование и об Измаиле. Из потомков Измаила в будущем образуется арабский народ. Однако, вражда, бывшая между Измаилом и Исааком, будет продолжена и между их потомками. Арабо-израильский конфликт – яркое тому свидетельство.

Неизбывную, безусловную веру Авраама лучше всего характеризует эпизод, который является кульминацией истории патриарха. Авраам получает от Бога страшное, не укладывающиеся в рамки разума и морали, безумное повеление — принести в жертву всесожжения единственного наследника обетований завета, единственного своего сына Исаака. Почти невозможно представить то, что происходило в душе Авраама. Но он берет своего сына и отправляется в путь. У него есть три дня для размышления над Божьим повелением. Три дня душевной и духовной пытки. Три дня борьбы с Богом. В конце-концов отец и сын прибывают в землю Мориа, к той страшной горе, которая указана Богом для совершения жертвоприношения. Несмотря на все, что противостоит внутри него вере, Авраам сохраняет верность Богу и веру в Его всемогущество. Авраам достигает степени полного и безусловного доверия Всевышнему. Но сам Авраам к этому был неспособен; именно Бог Своей милостью и силой сохраняет его в вере. Он даже помогает занести нож над сыном. Однако более ничего не потребовалось…Раздался голос ангела Божьего: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие/Берешит 22:12). Когда Авраам прошел это испытание, произошло нечто удивительное. Ангел Господень вторично воззвал к Аврааму и сказал, что Бог подтверждает клятву об исполнении Своих обетований. Все народы земли будут благословлены в Аврааме, потому что он в безусловной вере послушался гласа Божьего. Событие на горе Мориа явило миру силу и тайну веры. Веры, которой жил Авраам и которой жили и живут его духовные потомки. Новый Завет описывает это с гениальной точностью и лаконичностью: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою Сарра будучи неплодна получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и при том омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречется тебе семя».

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евреям 11:19).

Комментарии закрыты.