google-site-verification: google21d08411ff346180.html «Христианская проповедь в Европе». Светлый вечер с Тимофеем Китнисом (08.02.2016) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

«Христианская проповедь в Европе». Светлый вечер с Тимофеем Китнисом (08.02.2016)

Апрель 1st 2016 -

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

У нас в гостях был историк, богослов, экскурсовод Тимофей Китнис.

Разговор шел о том, что в Европе до разделения Католической и Православной церквей было много людей праведной жизни, признанных святыми. О некоторых европейских святых мы смогли узнать подробнее из этой беседы.

А. Митрофанова

— Добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Я, Алла Митрофанова, в программе “Светлый вечер” сегодня веду эфир с нашим гостем из Германии. Историк, богослов Тимофей Китнис, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Тимофей, добрый вечер!

Т. Китнис

— Добрый вечер!

Наше досье:

Тимофей Китнис родился в Омске. Окончил исторический факультет Омского государственного университета, а также Институт святого преподобного Сергия в Париже. Водит экскурсии по городам Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Испании. Владеет немецким языком. Историк, богослов, экскурсовод. Староста прихода Во Имя Сорока Мучеников Севастийских в немецком городе Трире.

А. Митрофанова

— Давно была у нас такая мысль — поговорить о таких очень замечательных, нестандартных людях с экзотическими именами, которые встречаются, как ни странно, в православных Святцах. В православных Святцах…

Т. Китнис

— Кто только там ни встречается!

А. Митрофанова

— Ой, да, действительно! (Смеется.)

Т. Китнис

— Святой царевич Эрменгельд Испанский.

А. Митрофанова

— Например, да, да! Православный святой, да?

Т. Китнис

— Православный, да.

А. Митрофанова

— Вот. Дело в том, что мы-то привыкли к тому, что у нас святые — кто? Святитель Николай, святитель Спиридон, Серафим, Сергий и так далее — вполне понятные нам имена, распространенные, привычные нашему уху. И на этом фоне, когда мы встречаем, например, имя…

Т. Китнис

— …святую Монику…

А. Митрофанова

— Святая Моника?

Т. Китнис

— Да.

А. Митрофанова

— Или святая Урсула?

Т. Китнис

— Ну, вот святая Моника — это мама Августина. Она у нас в Святцах…

А. Митрофанова

— Блаженного Августина, да.

Т. Китнис

— Или святой (нрзб.)…

А. Митрофанова

— Да, совершенно верно. Или вот, к примеру, тема сегодняшней нашей беседы — святой Виллиброрд и святой Бонифаций…

Т. Китнис

— О как!

А. Митрофанова

— (Смеется.) Тимофей так отреагировал, как будто он не знает, о чем пойдет речь, хотя и сам сейчас будет все про это рассказывать. Это действительно для нас имена экзотические, и непонятно, что они делают в православных Святцах. Мы не знаем зачастую их историю, а она очень важна и поучительна. И вообще, это великие люди.

Т. Китнис

— Безусловно.

А. Митрофанова

— И поэтому очень хотелось бы восполнить пробел, чтобы мы поговорили о том, что же это за святые такие и что они сделали для нас…

Т. Китнис

— Для христианства.

А. Митрофанова

— Для христианства. И сначала, наверное, нужно пояснить, что это такое — вот эти святые, почитаемые на Западе, очень малоизвестные в восточной христианской традиции, но, вместе с тем, мы тоже, так сказать, можем им поклоняться. В чем здесь дело? Какая связь между традицией западной и восточной, когда мы говорим о таких святых, к примеру, как святая Моника, или святой Виллиброрд, или святой Бонифаций?

Т. Китнис

— Дело в том, что Церковь была, в принципе, едина до 1054 года. Ну, конечно, уже в V веке произошло частичное отпадение восточных церквей. Часть церквей Востока не приняли IV Халкедонский собор. Мы об этом сейчас говорить не будем, у нас разговор будет немного о другом. Но, в целом, то, что мы сейчас называем Католической Православной церковью (иногда ее называют Церковью Западной и Восточной, Византийской Римской и так далее), она была единой до 1054 года. Соответственно, все святые, которые подвизались, в основном подвизались в этот период, в принципе, могут быть почитаемы и там, и там. Ну, вот хрестоматийный пример. На Западе почитают святого апостола Петра, и мы. На Западе почитают святителя Николая, мы также почитаем святителя Николая. Ну, и так далее. И в этом смысле, вроде бы, все понятно. Но так получилось, что… Вообще, надо напомнить, христианство рождается… Оно исторично и рождается в соответствующей исторической обстановке и в соответствующей стране. Это не только Иудея, понятно, но Иудея тогда входила в состав Римской империи. Римская империя была государством огромным. Уже во времена Спасителя это было огромное по территории государство. Ко времени святого равноапостольного Константина, когда Восточная и Западная Римская империя составляли единое такое государство, давайте вспомним, что это было за такое географическое государственное образование. На севере оно начиналось от территории современной Англии — Шотландии, практически, на юге достигало территории современной Эфиопии. На Западе начиналось от территории современной Франции — вся Северная Африка, вся Азия — до Армении.

А. Митрофанова

— Ничего себе!

Т. Китнис

— Вот такое государство! И именно в этом пространстве, где нет границ, где единое право, единая правовая система…

А. Митрофанова

— …великолепные дороги…

Т. Китнис

— …великолепные дороги. И это все позволило, как мы вот помним даже из «Книги деяний апостольских», из исторических описаний очень многих авторов, и античных, – позволило апостолам буквально, как электричество в воде, моментально распространиться по огромному географическому пространству. И мы видим деятельность и следы проповедей апостолов и далеко на Востоке. Вот апостол Фома — считается, он дошел даже до Индии. И мы видим, безусловно, вот апостол Павел — он пишет письма в Рим, в Коринф, в Фессалоники. Мы помним огромный центр в Африке, в Александрии. Апостол Павел собирается идти в Испанию и, возможно, туда сходил. То есть мы видим огромный мир, куда входят как Запад, так и Восток.

Но так получилось, что в V веке вот эта единая империя, уже будучи просвещена христианством давным-давно, будучи, более того, при Феодосии Великом… Да, кстати, Феодосий Великий — он почитается у нас как византийский император, но он испанец по национальности. Тогда слова «Византия» даже не было, он был римским императором. Слово «Византия» появляется гораздо, гораздо позднее. Вообще даже вот кем считали себя византийцы, условно скажем, когда там была Византийская империя?

А. Митрофанова

— В смысле национальности? Кем?

Т. Китнис

— Да. Они были римляне. Арамеи.

А. Митрофанова

— Римляне. Арамеи, арамеи! Да, арамеи!

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Оставьте комментарий!