google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священник Константин Пархоменко: о советском прошлом праздника 8 марта и его христианском понимании сегодня | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Священник Константин Пархоменко: о советском прошлом праздника 8 марта и его христианском понимании сегодня

Март 6th 2010 -

Именно в России 8 марта празднуется с особым размахом, потому что этот праздник пришел к нам из недавнего советского прошлого.

Иногда спрашивают: «Стоит ли верующему христианину отмечать праздник 8 марта? Ведь это время приходится на время Великого поста?..»

Одна прихожанка говорит в прошлый Великий Пост: «Так наплясалась на корпоративе, что ногу вывихнула…» Говорю: «А зачем Вы так плясали?» «Так Вы же благословили пойти…»

Скоро праздник 8 марта, как он торжественно называется: Международный женский день.

Насчет международности – не знаю. Однажды я был как раз в это время во Франции, в другой год – в Германии, и нигде не увидел не только никакого празднования, но и напоминания о празднике. (Может быть, оно и было, но надо было очень постараться, чтобы его заметить.)

Идея праздника хороша. Женские праздники были и в Древнем Риме, и в Греции. Женщина – нежное, утонченное, прекрасное создание Божие, безусловно, заслуживает того, чтобы в году был день, в который воспевались бы идеи материнства, женственности.

Тем более этот праздник был уместен в стране, в которой между мужчиной и женщиной не делали различия. Женщины так же работали, ходили в забои, сидели за баранкой грузовика, клали рельсы и т.д. Эта советская «уравниловка», жестокая пародия на христианское: во Христе «нет ни мужеского пола, ни женского», выхолащивала все женское из женщины, лишала ее возможности, права быть женщиной!

И вот этот весенний праздник возвращал напоминание о женщине. Возвращал самим женщинам, которые хотя бы раз в году могли официально почувствовать себя слабыми, женственными… Возвращал это сознание мужчинам, которые в угаре от процентов, планов, задач партии и правительства видели в женщинах лишь винтиков гигантского механизма.

Бог с ним, что к созданию праздника приложили руку немецкие рабочие-большевики, едва ли многие женщины помнили, кто такая Клара Цеткин... Это был праздник весны, улыбок, женственности, ухаживаний за дамами.

В советское время это был безальтернативный праздник! Светлый и радостный. Новый год, с его бенгальскими огнями, мандаринным запахом, напоминал о мистике времени; 8-е марта напоминало о женщине, весне, любви.

Для христианок, для которых каждый праздник, посвященный Божией Матери – их, женский день, нет нужды в 8 марте. Но ведь не все россияне – в Церкви, не все воцерковлены. Или же воцерковляются сегодня, а за плечами вся жизнь, связанная с этим праздником своими светлыми моментами. Можно ли лишить людей праздника? Нужно ли это?

В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: Зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение?

Сегодня я бы бережнее отнесся к их воспоминаниям и чувствам. Из всех бабушек у меня в живых осталась одна, 1917 года рождения. Она, старая коммунистка, с большим трудом идет к вере, но уже учится молиться... Каждый год я поздравляю ее с 8 марта и она расцветает и радуется.

Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжение страшных 70 лет лишены веры, истины. Но которые прожили жизнь. Нелегкую, жуткую, но жизнь со своими праздниками, радостями.

Я благословляю своих прихожан поздравлять их близких, коллег с этим днем. Сами – можем не праздновать, но и высмеивать что-то с юности дорогое сердцу многих – тоже не надо.

И последнее: я за то, чтобы по примеру многих стран, в России были введены и отмечались праздники: День отца; День бабушки, День матери и проч. Люди нуждаются в этих напоминаниях.

Воцерковленные христиане имеют массу дней, когда можно прославить и прославляется женщина. Это, как я уже отметил, богородичные праздники, это день св. Жен Мироносиц. То есть для верующих людей такой проблемы нет. Но не будем забывать, что многие люди еще вне Церкви. И подобные праздники пробуждают в их часто сухих и грустных сердцах что-то теплое и светлое.

Иногда спрашивают: «Стоит ли верующему христианину отмечать этот праздник? Ведь это время приходится на время Великого поста?..»

Отвечу так: любой праздник, выпадающий на дни Великого Поста, если Вы его отмечаете (например, День Ангела), следует проводить скромно и чинно. Но желательно перенести праздник на послепостные дни.

Но если перенести невозможно, например, у Вас на работе собираются устроить корпоративный праздник, лучше, если христианин… туда пойдет.

Если дистанцироваться, обособляться от невоцерковленных коллег, тогда незаметно пробежит в отношениях трещина: ах вот они какие святоши, лучше нас... И вместо того, чтобы быть другом и примером для остальных, Вы незаметно станете в оппозицию.

Надо пойти на праздник, но участвовать там, не забывая, что Вы – христианин и что все смотрят на Вас. А Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Знаете, сколько раз епископу (митрополиту, патриарху) или простому священнику приходится бывать на светских мероприятиях (и в дни Поста – тоже)?! Дни рождения высоких лиц, юбилеи организаций и многое другое… Всегда надо идти к людям. Но вести себя даже в самом нецерковном обществе – по-христиански.

Как конкретно? Я даю прихожанам такие рекомендации:

Лучше всего: воздержаться от алкоголя (или выпить лишь один бокал шампанского), воздержаться от мясного. Остальное – умеренно.

Пойти – благословляю (кроме первой и Страстной седмиц), но вести себя всегда по-христиански. Благочинно и умеренно.

Бог да пребудет со всеми читателями.

Священник Константин Пархоменко.

Оставьте комментарий!