google-site-verification: google21d08411ff346180.html «Пороть» нельзя помиловать! – золотошвейные будни Алчевской молодёжки в Ионинской мастерской | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

«Пороть» нельзя помиловать! – золотошвейные будни Алчевской молодёжки в Ионинской мастерской

Август 12th 2013 -

золотошвейные будни Алчевской молодёжки в Ионинской мастерской Исторический факт заключается в том, что ещё во времена княжеских междоусобных войн, когда дружина князя захватывала какой-нибудь город, то первыми в плен брали вышивальщиц, потому что они представляли собой большую ценность, за свои работы, ценившиеся наравне с драгоценностями.

Известно, что иконы до Петровского периода, тоже часто вышивали золотом. Само золотое шитьё пришло к нам с Византии, со времени Крещения Киевской Руси. После правления Петра 1, когда усилилось влияние Запада, количество золотошвейных мастерских стало понемногу сокращаться. В наше время, остались единичные мастерские, не использующие швейные машинки, и немногочисленные вышивальщицы, сохранившие традиции золотого шитья и работающие при таких мастерских или на дому.

 Наталия Пылева.

Прослышав о знаменитых работах современных вышивальщиц Ионинского монастыря, представители Алчевской молодёжки побывали на индивидуальном обучении, которое, по благословению наместника монастыря, Владыки Ионы(Черепанова), провела для нас одна из вышивальщиц мастерской – Наталия Пылева.

По милости Божией, и при поддержке наших молитвенников: духовного отца, схиархимандрита Кирилла (Михличенко), любимого молодёжного Владыки Ионы(Черепанова), и, конечно же, по молитвенному предстательству, почитаемого нами, преподобного Ионы Киевского, — мы соприкоснулись с драгоценным искусством золотого шитья! Слава Тебе Господи, Слава Тебе!

Наталия, познакомила нас с техникой основных золотошвейных швов: «прикреп» (для которого осваивается – «настил»), «раскол», попробовали «проём», а также близко познакомились с волшебным словом: «пороть!», — реализующимся чаще, чем появление запланированного рисунка.

«Пороть!» — это рабочая действительность, возникающая тогда, когда, бракуется ранее вышитое, вследствие: слабого натяжения нити; перекручивания нити; где-то косо сделанного стежка; неравномерности стежков; одной ошибки в подсчёте пропускаемых нитей, для получаемого рисунка; нарушения плотности между нитями и т.д. Вначале, у нас назревала истерика, но по мере понимания зависимости результата работы от каждого отдельного стежка, мы сами вовремя ставили запятую после слова «пороть», в экспромтом переделанном выражении: «пороть», нельзя помиловать. Иной раз, Наталия даже мягко снисходила к тому, чтобы убедить нас продолжать начатую линию шва, не переделывая немножко искривлённый стежок. Так мы спокойно приучились распарывать, но, к счастью, больше нам по нраву пришлись сами швы!

золотошвейные будни Алчевской молодёжки в Ионинской мастерской

«Прикреп» — это шов, для которого берутся несколько нитей, не обязательно золотых, затем, крепятся другой, шёлковой нитью, нанизанной на иглу, поверх изделия. Иголкой с шёлковой нитью, мы крепим золотые нити на одинаковом расстоянии так, чтобы в результате получался задуманный узор.

«Раскол» — это такой шов, когда мы каждый стежок в одну нить раскалываем посередине, продолжая следующий стежок, и получая в результате гладкий цельный рисунок.

«Проём» — это довольно сложный, древний шов, при котором, золотой нитью, по определённой схеме, заполняются проёмы. Здесь должны быть абсолютно ровные стежки, на одном и том же уровне, и в готовых рядках, прослеживается рисунок, напоминающий выложенные цепочки.

Но кроме этих основных швов, золотошвеи используют и другие их разновидности. К примеру, широко применяется вариация «прикрепа» — годуновский прикреп.

Шёлковые нити, используемые для вышивки, окрашиваются шишками ольхи, помогающими получить нужные оттенки от тельного до золотистого, что очень важно в лицевом шитье и в передаче теней.

золотошвейные будни Алчевской молодёжки в Ионинской мастерской

Для сложных работ, золотошвеи используют помощь иконописцев, пишущих специальные прорези под будущие вышитые иконы. С простыми задачами мастерицы справляются сами, используя технику перенесения. Чтобы начать вышивку, готовится нужного размера деревянная рама, на которую очень плотно натягивается ткань и прикрепляется скобами. Далее, также плотно пришивается нужного размера шёлк, куда переносится рисунок и на котором и рождается само золотое шитьё. Да, именно рождается, так как это творческая и кропотливая работа, нуждающаяся в ресурсе вдохновения, ведущего руку золотошвеи, подобно руке художника или поэта. И каждое произведение – это произведение души, в котором многое от совершенства, не имеющего предела.

За недельный курс обучения нам удалось вышить несколько простеньких узоров, полюбить золотошвейное искусство и получить домашнее задание. Вернувшись, домой, мы с радостью и душевной теплотой вспоминаем нашу добрую учительницу Наталию, и неповторимые минуты золотого шитья, в котором рождалось маленькое чудо, под молитвенный танец иглы: в ткань – «Господи», из ткани «помилуй», а потом уже незаметно: «Господи помилуй»…. Вот так же незаметно прошло время обучения, но в надежде на будущие встречи в любимой мастерской, расположенной во втором кабинете, над монастырской трапезной, мы готовимся к вдохновенной работе дома, незримо соединяющей нас с дорогой сердцу, Ионинской обителью!

С поклоном и благодарностью, Елизавета и Ксения Дьяченко.

Комментарии закрыты.