google-site-verification: google21d08411ff346180.html Ко дню Ангела духовного отца, схиархимандрита Кирилла (Михличенко) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ко дню Ангела духовного отца, схиархимандрита Кирилла (Михличенко)

Январь 30th 2014 -

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)

Вечер 30 января, мороз приближается к отметке – 30, обещая к утру усилиться. Представители Алчевской молодёжки собираются ранним утром быть в Старобельском Свято-Скорбященском монастыре, на праздничной литургии, почтить день Ангела духовного отца и великого старца современности, отошедшего в Царствие Небесное 13 сентября 2013 года.

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко) и Елизавета Дьяченко

День прошёл в напряжённом поиске машины, водитель которой готов бы рискнуть, преодолевая путь в 300 километров, что на самом деле сложно, исходя из погодных условий и сложностей на трассе. Но надежда не просто теплится, а даёт уверенность в том, что батюшка не оставит своей молитовкой, и как обычно, соберутся чада духовные, соединяясь с Церковью Небесной в соборной молитве и святом причастии. Водитель с машиной нашёлся, раб Божий Иоанн, так что – просим молитвенной поддержки. А ещё, переполняет нас радость, что успели заготовить и подарочки для паломников, чад и монастыря: издали и везём батюшкины фотографии и полторы тысячи маленьких брошюрок для благотворительного распространения. В них, каждый может познакомиться с биографией о.Кирилла, его проповедью в день святых Кирилла и Марии, и словом его келейника, сказанным после литии на могилке батюшки.

Поздравляя всех православных христиан с днём памяти святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, предоставляем вашему вниманию, дорогой наш читатель, проповедь о.Кирилла, и желаем Вам получить пользу и радость духовную, и разделить чувство сопричастности нашей миссионерской поездки в монастырь и на могилку к дорогому духовному отцу.

Духовное чадо о.Кирилла, Елизавета Дьяченко.

Могилка схиархимандрита Кирилла (Михличенко)

В день преподобных схимонахов Кирилла и Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. Когда мы с вами читаем житие того или иного святого то, давая оценку прочитанному, мы с вами обязаны приобретать для своей пользы как можно больше из того, что мы с вами прочитали. Потому что, по словам святителя Иоанна Златоустого, почитание святых заключается в подражании святым, а жизнь угодников Божиих, так разнообразна, что некоторые угодники Божии спасались в безлюдной пустыне, а другие спасались в шумном городе. Одни день и ночь проводили в молитве, добрых делах, а другие занимались только общественным делом. Одни угодники Божии очень строго постились, а другие в меру питались.

А из всего сонма святоотеческих трудов, мы сегодня с вами должны взять для себя только то, что соответствует Евангельским Заповедям, в которых заключается и весь закон и пророки. Какие же это заповеди? Да те же самые: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею крепостию твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего своего, как самого себя». Так вот в этих двух заповедях, братья и сёстры, и заключается вся сущность нашей христианской жизни.

И дело будет состоять не в том, какой мы с вами будем нести подвиг, все заключается в том, ради чего и ради кого мы будем с вами совершать наш подвиг. Наш подвиг будет угодным Богу только тогда, когда мы с вами будем наши дела совершать для Славы Божией и для спасения других людей. А если мы с вами будем подвиг совершать из тщеславия или же человекоугодия, то такой подвиг не будет иметь никакой духовной пользы. Вот почему еще блаженный Августин сказал: «Дела без доброго намерения, это все равно, что тело без души», — значит, все наши добрые дела должны иметь одну направленность, чтобы наши дела совершались для Славы Божией, для спасения других людей.

А вот жизнь угодников Божиих, которые совершали свои подвиги в различные исторические времена, и в различных условиях, свидетельствует, что не время и не место спасают человека, а добровольная устремленность к Богоуждению. Как сказал апостол Павел к коринфянам: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасення». Но в наших подвигах, которые мы с вами совершаем, мы никогда не должны останавливаться на достигнутом, не желая лучшего. Потому что тот же Блаженный Августин говорит: «Тот, кто не идет вперед, тот движется назад».

Вот почему все угодники Божии, были подобны Евангельским наемным работникам, из них одни начали труд с первого часа, другие начали трудиться с последующего времени, а некоторые угодники Божии поработали всего лишь 1 час, за то все получили равную плату. А поэтому, когда бы человек ни захотел потрудиться для Господа, когда бы человек не обратился к Богу, всегда человек будет принят в объятия своего Небесного Отца.

Но только наше обращение, братья и сестры, должно быть очень решительным. Поэтому, только по окончании наших трудов нам будет показано: наши труды полезны были или не полезны. Вот почему святой апостол Павел нам с вами заповедует, чтобы мы с вами взирали на жизнь угодников Божиих, и чтобы мы с вами подражали угодникам Божиим. Но история Святой Церкви показывает, братья и сестры, что были угодники Божии, которые хорошо начали свой подвиг, а по проискам дьявола, плохо окончили свой подвиг, потому что впали в духовную прелесть. А чтобы у нас с вами этого не было, нам с вами предлагается познакомиться с житием святых преподобных схимонахов Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. Святые преподобные схимонахи Кирилл и Мария жили в Ростовском княжестве, всего лишь в четырех верстах от Великого Ростова, по преданию здесь и было их боярское имение. Знатный боярин Кирилл был на службе у ростовских удельных князей, он был очень близок к княжескому двору. Но Кирилл и Мария удалялись от суеты княжеского двора, а давали предпочтение сельскому уединению. Преподобные Кирилл и Мария строго следовали церковным законам, обычаям, помогали бедным, принимали странников, раздавали милостыню.

Блаженный Епифаний, который первый написал житие преподобного Сергия Радонежского, говорил, что преподобные Кирилл и Мария были не только благочестивые, они были праведные и перед Богом, и перед людьми.

У благочестивой четы Кирилла и Марии был уже сын Стефан, тогда им Господь даровал другого сына Варфоломея, т. е. будущего преподобного Сергия Радонежского. Блаженный Епифаний указывает, что преподобный Сергий Радонежский имел право иметь родителей святых, потому что праведное должно произойти от праведного, а лучшее, должно было приложиться к лучшему. Чтобы взаимно умножалась похвала и рожденного, т. е. преподобного Сергия Радонежского, также и родивших, во Славу Божию, преподобных схимонахов Кирилла и Марии, память которых мы с вами сегодня празднуем.

Еще до рождения младенца, Бог явил знамение о нем, что он будет величайшим избранником Божиим. Когда праведная Мария однажды была в Храме Божием, то младенец трижды громким голосом возгласил во чреве матери: перед чтением Святого Евангелия, перед пением Херувимской песни, а также после возгласа священника «Вонмем! Святая святым!». С этого времени мать начала очень внимательно следить за своим духовным состоянием, она поняла, что во чреве носит младенца, который будет величайшим избранником Божиим, поэтому праведная Мария держала строгий пост, постоянно молилась, от этого и младенец и укреплялся и освящался во чреве своей матери.

Праведные Кирилл и Мария видя на себе проявление милости Божией дали обет: если у них родится дитя мужского пола, они посвятят его на служение Церкви и Богу. Таким образом, 3 мая 1314 года святых Кирилла и Марию посетила милость Божия: Бог им даровал сына. Священник Михаил в Крещении нарек ему имя Варфоломей, потому что в этот день святая Церковь чтила память святого апостола Варфоломея. Священник сразу же почувствовал благодатность младенца, поэтому как бы пророчески возгласил: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет дитя сие сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С этого времени праведная Мария начала замечать в своем младенце необыкновенность: когда праведной Марии приходилось вкушать мясную пищу, младенец не брал ее сосцов, это начало повторяться и по средам и по пятницам. Благочестивая мать, усилила подвиг поста и совсем перестала вкушать мясную пищу.

После Варфоломея у праведных Кирилла и Марии был еще третий сын — Петр. Своих детей родители воспитали в законе Божием во всяком благочестии и чистоте. Стефан и Петр легко учились, а Варфоломею не давалась книжная мудрость, поэтому отрок усердно молил Бога, чтобы Он его умудрил. Однажды отец попросил Варфоломея, чтоб в лесу отыскал лошадей, но здесь же в лесу Варфоломей встретил старца схимника, и сказал ему, что желает научиться книжной мудрости. Старец дал отроку часть просфоры, по вкушении которой, отрок Варфоломей обрел способность к учению. По просьбе Варфоломея старец посетил родительский дом Варфоломея, благословил их и предрек им, что их сын некогда будет обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к познанию Божественного учения.

По промыслу Божию, под старость, Кирилл со своим благочестивым семейством переселился из Ростовского в Московское княжество, в город Радонеж. Стефан и Петр женились, а Варфоломей продолжал подвиг иночества. Он желал принять на себя монашеский чин, а для этого начал испрашивать благословение у своих родителей. И, несмотря на то, что Кирилл и Мария были даже глубокими почитателями монашества, однако они просили Варфоломея, чтобы подождал с исполнением желания до их смерти, пока упокоит их. Благодатный сын повиновался своим родителям.

В те времена, братья и сестры, по всей Росси был благодатный обычай, под старость принимать иночество. После многоскорбной жизни, бояре Кирилл и Мария пожелали воспринять иноческий чин, а поэтому они поселились в Хотьковском монастыре, в котором была два отделения для старцев и стариц. Остаток своих дней преподобный Кирилл и Мария посвятили для приготовления к Вечной жизни. Вначале они приняли монашеский подвиг, а затем приняли схиму и около 1337 года оба мирно отошли ко Господу.

Существует предание преподобного Сергия Радонежского, который заповедал, прежде чем паломникам идти на моление в его обитель, все должны идти молиться о упокоении его родителей у их могилы. Почитание родителей преподобного Сергия Радонежского относится еще к XVI веку.

В двадцатые годы прошлого столетия Обитель Хотьковская была разорена. Лишь только в 1989 году Хотьково-Покровская Обитель была передана на баланс Русской Православной Церкви. И лишь только в 1992 году в обители началась жизнь насельников. Сюда были собраны насельницы со всей русской земли. И по сегодняшний день, насельницы обители трудятся на восстановлении и украшении Покровския Обители селения Хотькова.

Святая Церковь и начинает и оканчивает все Богослужения в этой обители молитвой преподобным схимонахам Кириллу и Марии. По воскресным дням там читается акафист преподобным Кириллу и Марии. Святая Церковь с благодарностью чтит память святых угодников 28 сентября, т. е. 11 октября. Святая Церковь чтит память 18 января сегодняшнего дня, соответственно 31 января. Святая Церковь чтит память всех Радонежских святых 6 июля, соответственно 19 июля.

Все прибегающие к молитвенному предстательству святых схимонахов Кирилла и Марии, всегда находят в этих угодниках Божиих предстателей и молитвенников у Престола Божия.

От преподобных угодников Божиих, благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков, аминь!

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко).

Могилка схиархимандрита Кирилла (Михличенко)

Слово, сказанное о.Евсевием

после литии на могилке батюшки

Кто чтит память своего духовника, тот чтит и его заветы, а завет отца Кирилла – это завет смирения и верности Богу.

Когда его жалели в том, что он страдал, потеряв ноги, болея тяжёлой болезнью, будучи осаждённым многими людьми, — он говорил, что «это милость Божия», что: «как же я спасусь, если не этой милостью Божией». Он искренне каялся за всё, когда-то совершённое в жизни, и искренне терпел.

Мы же, к сожалению, когда приходят скорби и испытания, мы не верим в то, что мы заслужили всё, и Бог нам это попустил. Поэтому и не идём тем путём, который показал нам наш духовник.

Будем принимать от Бога всё, что Бог нам посылает, и этим прославлять имя того человека, который учил нас вере.

Если наш духовник имел дерзновение молиться за нас при жизни, то естественно, после его смерти, дерзновение это увеличится. А кто имеет дерзновение перед Богом? Тот, кто вынес всё, что Бог попустил ему. Почему? Потому что он Богу послушен был, даже до смерти. У каждого человека свой крест, свои страдания, своя смерть.

И тот благословлён Богом и того молитвы Бог слышит, — кто послушлив Ему. Батюшка нам показал этот пример. Будем подражать ему в послушании Богу, и милость Божия, по его молитвам, будет с нами.

Ангела всем Хранителя!

Келейник и духовное чадо батюшки,

игумен Евсевий (Зеленский).

432

Комментарии закрыты.